Проект как гидра: приключение начинается
Идея написания этой книги у Джоша Кауфмана возникла, когда он искал новые методы повышения продуктивности. Трудясь в течение года параллельно над несколькими черновиками, он пришел к выводу, что в корне решить проблемы стресса и прокрастинации во время работы над крупным проектом невозможно. Их нельзя избежать с помощью еще одного способа отслеживания задач, модной записной книжки, приложения или привычки. «Мы живем в неопределенном, сложном, неоднозначном мире с меняющимися требованиями, неожиданными (часто нежелательными) событиями и переменным доходом. Мы хотим, чтобы мир подчинялся нашим желаниям, но мир не обязан давать нам то, что мы хотим», — пишет Кауфман.
Поэтому независимо от того, кто мы, что делаем и какие у нас есть ресурсы, мы вынуждены учиться жить с неуверенностью в результате, непредсказуемостью беспрепятственного пути к победе (с максимальным вознаграждением при минимальных усилиях или затратах) и страхом перед будущим. Но можно использовать эти факторы в собственных интересах. Для этого нужно посмотреть на них со стороны. Специально для этой цели Кауфман использовал метафору, помогающую выявить потенциальные ошибки и выработать полезные подходы и идеи. Он представил амбициозный сложный проект не в виде абстрактного вызова, а в виде конкретного существа. Так как он очень любит эпические фэнтезийные истории из романов, виртуальные катакомбы в видеоиграх Warcraft и Diablo и настольные ролевые игры вроде «Подземелья и драконы», то нашел подходящего монстра — лернейскую гидру, победа над которой числилась в списке 12 подвигов Геракла. Битва с гидрой — это борьба с возникающими в процессе работы препятствиями или проблемами. Автор исследовал тему производительности с точки зрения опытного искателя приключений — убийцы гидр.
• Как бы он подошел к сложному испытанию?
• Как бы он справился со страхом и беспокойством?
• Как бы он предотвратил ошибки?
• Что бы он научился ценить после приобретения с трудом завоеванного опыта?
В результате у Кауфмана получилась вымышленная история, суммирующая большинство идей из разных областей знания: философии, управления проектами, поведенческой психологии, боевых искусств, военной доктрины и теории систем. Источниками для ее написания послужили «Размышления» Марка Аврелия, «Война за креатив» Стивена Прессфилда, «Бойся… но действуй!» Сьюзен Джефферс, «Книга пяти колец» Миямото Мусаси, Certain to win Чета Ричардса, древнеиндийская поэма «Бхагавадгита» в переводе Стивена Митчелла и «Метафоры, которыми мы живем» Джорджа Лакоффа и Марка Джонсона. В частности, в начале своей книги Кауфман приводит следующую цитату и подпись к ней:
«Воин и художник живут по одному и тому же кодексу необходимости, который диктует, что битва должна вестись каждый день заново».
Стивен Прессфилд,
автор книги «Война за креатив»,
ветеран-истребитель гидр
Автор аллегорического рассказа предупреждает, что «любое сходство с реальными событиями, местами, живыми и мертвыми людьми или хищными многоголовыми змеиными чудовищами является случайным». Ему можно задать вопросы или поделиться впечатлениями о прочитанном, написав на электронный адрес josh@howtofightahydra.com.
Часть 1. Цель
В придуманной истории Джоша Кауфмана один человек на пыльных полках антикварной лавки в Бухаресте обнаружил рукопись. Ее страницы были повреждены водой, а корпус из чешуи и переплет — в ужасном состоянии. Книга была написана от первого лица на ароманском языке — похожем на румынский, но с греческим влиянием. Имя автора, возраст, пол, точное местоположение и дата написания неизвестны, но языковой стиль и качество бумаги свидетельствовали о периоде между концом XI и началом XII века нашей эры. Покупатель перевел книгу на английский язык, переформулировав фразы так, чтобы сделать текст доступным для современных читателей.
Главный герой истории, рассказанной в рукописи, — писец. Он, как герои древности, решил убить гидру и забрать ее сокровища.
«Приключения опасны, но если я продолжу свой нынешний курс — жить так же, как и всегда, то сойду с ума. Хватит сидеть в пыльной комнате, сгорбившись над столом со сжатыми и испачканными чернилами пальцами. У меня нет уверенности по поводу этой амбиции, но для меня это важно. Если я буду бездействовать, то пожалею. Хорошо это или плохо, но я должен это сделать».
Родители и друзья отговаривали его от этой затеи. Отец с матерью утверждали, что их семья процветает, поэтому незачем искать неприятности, гоняться за славой, тратить время на тренировки и рисковать жизнью без гарантии успеха. Друзья выражали аналогичные опасения: «Будь разумным. Ты не Геркулес, не могучий воин или могущественный колдун. Это задание для людей судьбы. Ты писец. Почему ты думаешь, что можешь сделать это?» Когда герой рассказал о своих планах наставнику, тот лишь покачал головой и протянул еще один свиток для переписывания. «До тебя дошли легенды. Не желай того, чего не можешь достичь».
Все эти люди боялись, что это будет ужасное решение для героя: он многим пожертвует и ничего не получит, ему причинят вред или он умрет. Они также боялись того, что у него все получится.
«Что если мне удастся убить гидру и стать всемирно известным? Что если я стану обладателем огромных сокровищ, превосходящих их богатство и статус? Что если опыт изменит меня? Если я попытаюсь, а они нет, что это скажет о них?»
Несмотря на это, он принял решение следовать своим планам:
«Я не могу контролировать результат, но могу контролировать себя: как я готовлюсь, справляюсь со своими страхами и веду себя в битве».
Первые 7 дней доступа — бесплатно.