Что такое шум
Суждение и его изъяны
Суждение нужно отличать от фактов и мнений. Факт однозначен.
Расстояние от Земли до Солнца — 150 млн км.
Мнения могут быть сколь угодно разнообразными и зависят от личного вкуса.
«Тарантино — лучший режиссер на свете».
Суждения же всегда опираются на какие-то реалии действительности и при этом предполагают разброс оценок.
«Экономике Бразилии вот-вот грозит дефолт».
Судьи, преподаватели, врачи, политики, экономисты — все они постоянно выносят суждения. Суждения могут поддаваться проверке (воздействие лекарств на пациента, течение пандемии, результаты выборов), а могут быть сугубо оценочными (оценка студента на экзамене или приговор судьи не соотносятся напрямую с какой-то объективной ценностью, поскольку и закон, и критерии преподавательской оценки в конечном счете условны).
Все изъяны суждений сводятся к двум типам: предвзятость и шум. Если какая-то экспертная группа вновь и вновь делает большинство однотипных ошибок, это предвзятость.
Директора компании из года в год руководствуются слишком оптимистичным прогнозом продаж. Компания из года в год продолжает инвестировать в неудачные проекты, которые давно должна списать.
Шум — это разброс суждений, которые должны быть одинаковыми.
Два судьи дают разный срок за одно и то же преступление. Один врач лечит опухоль консервативно, а другой сразу рекомендует операцию.
Виды шума
Шум коварнее предвзятости. Если врачи определенной больницы вновь и вновь лечат больных из рук вон плохо, это быстро обнаружится. Но если одни врачи этой больницы хороши, а другие безграмотны, такое положение дел может оставаться неизменным куда дольше. При этом работа хороших врачей не компенсирует работу плохих: пациенты с неверно поставленными диагнозами здоровее не становятся. Больница продолжает работать, но незаметный шум сдерживает ее развитие.
Существует три вида шума:
- В одном и том же суде могут работать и более суровые, и более снисходительные судьи. Развитие одной и той же ситуации одни экономисты могут прогнозировать оптимистически, а другие — более критично. Разброс суждений по схожим поводам называется уровневым шумом.
- Более суровые судьи не обязательно суровы по отношению ко всем подсудимым. Они могут быть снисходительнее к мелким воришкам и строже — к виновникам ДТП. Это тоже порождает шум — шаблонный: он зависит от конкретной реакции конкретного человека, а на реакцию, в свою очередь, влияют его опыт, склад ума, образованность.
- Разновидность шаблонного шума — случайный шум, когда один и тот же эксперт в разных обстоятельствах не согласен сам с собой. Исследования показывают, что судьи более снисходительны к обвиняемым после победы их любимой футбольной команды, а врачи назначают больше опиоидов во второй половине дня, когда они устали и не имеют сил принимать более взвешенные решения.
Уровневый шум заметнее шаблонного: если вы главврач клиники, разница в работе подопечных рано или поздно бросится в глаза. Но шаблонный шум звучит внутри каждого из нас и потому остается без внимания.
Причины шума
Есть два типа мышления. Одно — быстрое, интуитивное, автоматическое. Второе — медленное, рациональное, логическое. Быстрое мышление упрощает мир вокруг, зато позволяет легче в нем ориентироваться. Медленное мышление незаменимо при решении трудоемких задач. Проблема в том, что в повседневной жизни быстрое мышление то и дело опережает медленное. Это чревато множеством заблуждений.
- Мы интерпретируем факты так, чтобы они совпадали с нашим мировоззрением, а остальные данные отбрасываем. Это предвзятость подтверждения, ее называют матерью всех ментальных ошибок.
Руководство компании принимает новую стратегию развития. Все события, которые намекают на успех стратегии, отмечаются с большим воодушевлением. А те, что противоречат стратегии? Да это просто «исключительные случаи».
- Мы считаем вероятным не то, что подтверждается фактами и статистикой, а то, что сильнее впечатляет и, значит, быстрее приходит на ум.
Новости об авиакатастрофах пугают куда сильнее, чем сообщения о ДТП, тогда как последние случаются гораздо чаще, а значит, угрожают нам больше.
- Анализируя новую информацию, особенно числовую, мы склонны ориентироваться на ранее полученные сведения, даже если они не имеют никакого отношения к нынешней проблеме («эффект якоря»).
В ходе одного эксперимента исследователь показал испытуемым бутылку неизвестного вина. А потом попросил всех написать на листочке бумаги две последние цифры номера их страховки. Затем испытуемые называли сумму, которую отдали бы за вино. Те, у кого две последние цифры в страховке были выше, называли цену чуть не вдвое больше, чем обладатели невысоких номеров.
Первые 7 дней доступа — бесплатно.