Инструменты экзистенциальной психотерапии
Экзистенциальная психотерапия помогает нам задуматься о смысле жизни, ее конечности и других важных философских вопросах человеческого существования. Она базируется на размышлениях великих умов человечества, таких как Ницше, Шопенгауэр, Спиноза, Эпикур, Сократ и др. В психологии это называют библиотерапией — исцелением с помощью чтения трудов выдающихся философов и другой поддерживающей литературы. Идея библиотерапии принадлежит Брайану Маджи. Он описал ее в своей книге «Признания философа».
Четыре тезиса, которые лежат в основе любого запроса к психологу
Ирвин Ялом развил идею библиотерапии и стал активно использовать в своей психотерапевтической работе. Почему он выбрал экзистенциальный подход? Ялом обнаружил, что для психотерапии имеют особое значение четыре философских тезиса, характеризующих нашу жизнь:
- неизбежность смерти каждого из нас и тех, кого мы любим;
- свобода сделать нашу жизнь такой, какой мы хотим;
- наше предельное одиночество;
- отсутствие какого-либо очевидного значения или смысла жизни.
Эти глубинные данности лежат в основе практически любого запроса на психотерапию, хотя изначально люди приходят к психологу, казалось бы, совсем с другими проблемами.
Рефлексия на перечисленные темы дает много мудрости и, как ни странно это звучит, облегчения и опоры. В десяти историях реальных людей Ялом показывает, как встреча лицом к лицу с этими экзистенциальными фактами нашего существования дает толчок к личностному росту и помогает решать проблемы, с которыми клиенты изначально приходят к психологу.
Главный принцип работы экзистенциального психолога
Работая с людьми, Ялом избегает диагнозов. Несмотря на то что он врач-психиатр, с каждым новым человеком Ялом ведет себя так, как будто впервые сталкивается с этим набором жалоб и личностных особенностей. Для него каждый человек уникален и требует уникального психотерапевтического подхода. Этим экзистенциальная психотерапия отличается от других научных психологических школ, таких как фрейдизм, юнгианство, адлерианство, когнитивно-бихевиоральная терапия и др.
Но все же и у экзистенциальных психотерапевтов есть инструменты, которые дают им опору. Расскажем, что это за инструменты и как они помогают клиентам решать их проблемы.
Инструмент 1. Ответственность
Первый шаг в экзистенциальной психотерапии — принятие клиентом ответственности за свои жизненные затруднения. Шаг очень важный, но часто сложный для осознания и реализации — обычно психологи сталкиваются с довольно сильным, бессознательным сопротивлением.
В истории «Палач любви» Ялом рассказывает о 70-летней женщине Тельме, которая не могла отказаться от навязчивой любви к своему бывшему психотерапевту, моложе ее на 35 лет. Восемь лет после их последней встречи она жила воспоминаниями о нем, практически ежедневно звонила или писала ему, а в какой-то момент даже предприняла попытку суицида, потому что он ей не отвечал. Такая сильная и долгая навязчивость — обсессия — привела ее к Ирвину Ялому.
Психотерапия бессильна, если человек уверен, что его проблемы возникли только по внешним причинам. «Зачем мне меняться, когда дело не во мне? Пусть другие меняются» — подобные рассуждения сводят на нет любые попытки психологов улучшить качество жизни своих клиентов.
Свобода отвечать за себя
Весь курс терапии Тельмы Ялом пытался вернуть ей свободу и силы изменить ситуацию. Свобода означает, что человек сам отвечает за свои решения, поступки и в итоге за свою жизненную ситуацию. Чтобы взять ответственность за свою жизнь, нужно избавиться от иллюзий и посмотреть на свою реальность без прикрас.
Тельма знала, что навязчивая любовь отрывает ее от реальной жизни. По ее же словам, она жила жизнью, которая оборвалась восемь лет назад. Она понимала, что ей нужно избавиться от иллюзий, питающих ее навязчивость, но не могла или не хотела сделать этого и сопротивлялась всем попыткам Ялома укрепить ее волю. Обсессия была важна для ее психики: помогала ей заглушить мысли об одиночестве, пожилом возрасте и конечности жизни.
Иллюзии обкрадывают реальность
Ялом уверен, что иллюзии, какую бы роль они для человека ни играли, в конечном счете ослабляют его. Однако он предупреждает, что убирать их надо осторожно: «Всему свое время. Никогда нельзя отнимать ничего у человека, если вам нечего предложить ему взамен. Остерегайтесь срывать с пациента покров иллюзии, если не уверены, что он сможет выдержать холод реальности».
Любовная зависимость обкрадывает реальную жизнь. Но в ситуации с Тельмой выяснилось, что в ее навязчивости было больше подлинности, чем в ее повседневной жизни. Обсессия завладела ею именно из-за скудости ее жизни. В такой ситуации, чтобы избавиться от навязчивых состояний и питающих их иллюзий, нужно обогатить реальную жизнь человека.
Что в итоге: не получилось
Первые 7 дней доступа — бесплатно.