Эмоциональный интеллект ребенка . Практическое руководство для родителей

Краткое содержание книги
Читается за 25 минут, оригинал — 8 ч
Очень кратко:

О том, что упускают из виду многие родители при воспитании своих детей, и о том, как научить детей правильно относиться к своим чувствам и эмоциям.

Авторы книги, известный психолог Джон Готтман и специалист по коммуникациям Джоан Деклер, рассказывают о том, как научить детей правильно относиться к эмоциям, то есть об эмоциональном интеллекте — важнейшем для успешного взаимодействия с миром качестве.

В последние годы произошли изменения, которые повлияли на способность освоения чувств человеком. Родители стали больше работать и меньше времени и внимания уделять детям. Если раньше дети знакомились с эмоциями и учились проявлять чувства, общаясь с родителями, родственниками и друзьями, то теперь они больше времени проводят перед телевизором и мониторами, прячась в другой реальности.

Современное воспитание ориентировано скорее на поведение и проступки. Оно игнорирует чувства, которые являются побудительной силой поведения. Но если человек не научится основам эмоционального развития в детстве, став старше, он столкнется с проблемами. Неспособность различать чувство тревоги и голода приводит к беспорядочному питанию, неспособность справиться с тревогами и депрессией увеличивает вероятность злоупотребления алкоголем или наркотиками.

Идея 1. Секрет хорошего воспитания в том, как родители общаются со своими детьми в сложные и эмоциональные моменты

Эмоциональный интеллект — умение осознавать свои чувства и справляться со своими эмоциями. Эту концепцию популяризовал психолог Дэниел Гоулман, который на основании научных исследований пришёл вывод, что коэффициент эмоционального интеллекта значит для успешной и плодотворной жизни гораздо больше, чем интеллектуальные способности и высокий IQ.

Джон Готтман и Джоан Деклер развили эти идеи для области воспитания детей. Они пришли к выводу, что хорошее воспитание невозможно без развития эмоциональной сферы ребёнка. Родителям необходимо обучать детей правильно относиться к своим чувствам и понимать их. И именно эту сферу игнорируют многие родители, которые считают воспитание чем-то вроде интеллектуального руководства.

Родителям важно понимать чувства детей: уметь им сочувствовать, успокаивать, направлять. Благодаря этому дети учатся контролировать свои импульсы, мотивировать себя, понимать социальные сигналы. Они лучше справляются с жизненными взлетами и падениями.

Процесс эмоционального воспитания состоит из пяти этапов, где родители:

  1. Понимают, какие эмоции испытывает ребенок;
  2. Считают эмоции возможностью для сближения и обучения;
  3. Сочувственно выслушивают ребенка и признают его чувства;
  4. Помогают найти слова для определения эмоций, которые испытывает ребенок;
  5. Вместе с ребенком изучают варианты решения проблемы, одновременно устанавливая границы.

Например, если ребёнок капризничает, эмоциональный родитель не будет кричать, но и не будет придерживаться тактики игнорирования. Он начнёт с сопереживания и покажет ребёнку, что понимает его расстройство. А затем покажет, как можно справиться с неприятными эмоциями, предложив возможные варианты решения. Эмоциональный воспитатель признает печаль, гнев, разочарование ребёнка, помогает назвать эмоцию, позволяет прочувствовать её и принять, находится рядом, пока ребенок плачет или капризничает. Эмоциональный воспитатель не отвлекает от чувств, не ругает за печаль. Родитель дает понять ребёнку, что уважает его чувства. В то же время, эмоциональный родитель устанавливает границы для капризов, давая понять, что в жизни существуют определённые ограничения и обязательства, которые важно выполнять. Эмоциональный родитель позволяет ребёнку прочувствовать разочарование и принять его, а затем показывает, что можно перестать грустить и подумать о приятных вещах, которые ждут ребенка в будущем.

Согласно исследованиям, дети, которых воспитывали эмоционально, обладают более крепким здоровьем и лучшей успеваемостью. У них меньше проблем с поведением, лучше складываются отношения с друзьями, они меньше склонны к насилию.

Психолог и педагог Хаим Гинотт писал, что в разговоре обе стороны должны сохранять чувство собственного достоинства. Советы же нужно давать только тогда, когда достигнуто взаимопонимание. Нельзя говорить детям, что они должны чувствовать, иначе дети перестанут доверять своим чувствам. Вопреки мнению многих современных родителей, Гинотт считал, что на детей можно сердиться. Но родители должны направлять свой гнев на проблему, а не на характер ребенка или черты его личности.

Идея 2. Существуют три типа родителей, которые не могут развить у детей эмоциональный интеллект: отвергающие, неодобрящие и невмешивающиеся. Каждый тип наносит эмоциональный вред ребенку

Авторы выделяют три типа родителей, которые не могут развить у детей эмоциональный интеллект:

Отвергающие — игнорируют чувства и не придают значения негативным эмоциям своих детей.

Неодобряющие — критикуют или наказывают своих детей за отрицательные эмоции.

Невмешивающиеся — принимают эмоции детей, сопереживают, но не предлагают путей решения проблем.

Авторы иллюстрируют поведение всех трех типов следующей ситуацией.

Мама утром опаздывает на встречу, а трехлетний малыш напряжен и медленно собирается. Он не хочет идти в детский сад, а хочет играть дома. Когда мама говорит, что это невозможно, ребенок падает на пол и устраивает истерику.Если мама отвергающего типа, то она скажет, что нежелание идти в детский сад является глупым, и нет никаких причин для истерики. Она попытается подкупить ребенка сладостью или рассказать, что интересного будет в детском саду.Если мама неодобряющего типа, то она отругает ребёнка и скажет, что устала от его плохого поведения, пригрозив наказанием.Если мама невмешивающегося типа, то она посочувствует и предложит поиграть 10 минут перед походом в сад. Но игра может растянуться надолго.

Отвергающий родитель считает чувства ребенка неважными и не считается с ними. Он игнорирует чувства ребенка и не интересуется его эмоциональной жизнью, поэтому он чувствует себя некомфортно, когда ребенок выражает сильные эмоции. Когда ребёнок злиться, плачет и грустит, такой родитель не будет знать, что делать с этими эмоциями. Он будет очень беспокоиться о том, как справиться с самой эмоцией, но даже не задумается о том, что она выражает. Он не помогает ребёнку решать его проблемы, считая, что они решатся сами собой.

Продолжение — на MakeRight
Оформите подписку на MakeRight и получите доступ к этому и ещё 800 пересказам нонфикшен-книг. Почти все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Фрагмент озвучки:
Посетителям Брифли — скидка 30% в первые 3 дня после регистрации на MakeRight.
Подписаться на MakeRight

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Аудиокнига

Эмо­ци­о­наль­ный интел­лект ребенка
Аудиокнига. 9 ч 52 мин. Читает Олег Исаев.
Бесплатный отрывок:
Купить
549 ₽, ЛитРес
Олег Исаев
9 ч 52 мин

Электронная книга

Эмо­ци­о­наль­ный интел­лект ребенка. Прак­ти­че­ское руко­вод­ство для роди­те­лей
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ДЕТИ ПЕРЕЖИВАЮТ ТРУДНЫЕ ВРЕМЕНА, а соответственно, и их родители. За последние одно-два десятилетия в жизни детей произошли огромные изменения, из-за которых им стало труднее освоить навыки человеческих чувств, что предъявляет дополнительные требования к их родителям. Родители должны узнать о более эффективных способах обучения своих детей основам эмоциональной и социальной жизни.  ...