О том, что любовь это не просто эмоциональное переживание, а активная практика, требующая целеустремленности, ответственности и самосознания.
В своей книге «Искусство любить» известный психолог и философ Эрих Фромм исследует природу любви, ее происхождение и эволюцию в обществе. Автор утверждает, что любовь — это не просто эмоция, а искусство, которому можно научиться и развивать посредством саморефлексии и внимательности. Это навык, необходимый для человеческого счастья и самореализации. Фромм исследует различные формы любви, такие как материнская любовь, романтическая любовь, любовь к самому себе, и анализирует сильные и слабые стороны каждой. Он также считает, что любовь часто подавляется современным обществом, которое отдает предпочтение материализму, власти и контролю.
Книга «Искусство любить» оказала значительное влияние на психологию и вдохновила множество других работ на тему любви и человеческих отношений. Она была впервые издана в 1956 году, но большинство ее идей остаются актуальными и сегодня.
«Искусство любить» может помочь человеку преодолеть кризис, дать более глубокое понимание любви и взаимоотношений, послужить руководством в трудные времена. Идеи Фромма о любви как активной практике, а не пассивном чувстве, помогут развить более прочные, полноценные отношения с самим собой и другими.
Идея 1. В современном обществе люди склонны относиться к окружающим как к объектам обмена и описывать любовь в терминах спроса и предложения
Большинство людей считают, что любовь — это просто вопрос удачи. Люди сосредоточены на том, чтобы быть любимыми, а не любить, и пытаются «заработать» любовь с помощью успеха, привлекательности, приятных манер. Вера в то, что любовь — это всего лишь проблема поиска подходящего объекта, глубоко укоренена в современном обществе и выражается в приверженности идее романтической любви.
Современная культура основана на идее взаимного обмена, что заставляет людей рассматривать других как товар, который можно купить и продать. Этот образ мышления распространяется и на любовь, когда люди влюбляются в того, кто, по их мнению, является наилучшим вариантом с учетом предъявляемых к объекту любви критериев. Однако это приводит к разочарованию — волнение, связанное с новым увлечением, принимается за настоящую любовь.
Люди не склонны задумываться, что проблема не в том, что им попадаются неподходящие объекты, а в самом поиске. Преобладающая идея о том, что любить легко, сохраняется, несмотря на частые неудачи. Люди продолжают искать любовь, ведомые большими надеждами и ожиданиями, но это часто заканчивается разочарованием. Чтобы преодолеть это, необходимо разобраться в причинах ошибки и изучить смысл любви. Фромм сравнивает любовь с искусством, и, как и при изучении любого другого искусства, для достижения успеха в любви необходимо учиться, приобретать и развивать новые навыки. Причина, почему любви как искусству не уделяется должного внимания, связана с убеждением в том, что стоит учиться только тому, что приносит материальную выгоду.
Процесс изучения искусства можно разделить на три части: освоение теории, освоение практики и глубокое отношение к искусству как к самому важному в жизни. Это справедливо для всех искусств, включая любовь.
Идея 2. Любовь — это ответ на проблему человеческого существования
Теория любви начинается с теории человеческого существования. Люди вышли за пределы животного царства и не могут вернуться обратно. Мы глубоко чувствуем свое одиночество, осознаем собственную смертность и обособленность, нас мучают связанные с этим беспокойство, вина и стыд. Глубочайшая потребность людей состоит в том, чтобы преодолеть обособленность и достичь единения через любовь и связь с другими. Неспособность достичь этого может привести к безумию. Стремление к межличностному слиянию является самой сильной и фундаментальной страстью в людях, она отвечает за поддержание отношений и общества.
По мере развития ребенку становится недостаточно лишь физического присутствия матери, он начинает искать другие способы преодоления чувства одиночества. Люди решали проблему обособленности на протяжении всей истории с помощью религии, философии, соответствия группе и таких средств, как оргиастические ритуалы, транс, наркотики, секс, шаблоны работы и шаблоны удовольствий. Эти решения зависят от уровня индивидуации человека и культурного контекста, в котором он существует. Оргиастическое решение, распространенное в примитивных племенах, имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Когда оно выполняется как часть общинного ритуала, оно не вызывает чувства вины или стыда. Однако, когда человек в неоргиастической культуре прибегает к нему через алкоголизм, наркоманию или чрезмерную сексуальную активность, это приводит к усилению чувства обособленности и вины. Оргазм может быть частичным ответом на проблему изоляции, но без любви он не помогает преодолеть разрыв между людьми и лишь временно снимает тревогу.
Наиболее распространенной формой решения проблемы обособленности как в прошлом, так и в настоящем, является соответствие группе и ее нормам, практикам и верованиям.
В примитивных обществах люди образуют сплоченные группы, основанные на общей крови. По мере роста и развития общества эти группы становятся более многочисленными и разнообразными, например, граждане государства или члены церкви. Конформность в группе обеспечивает чувство принадлежности и безопасности. Как в демократических, так и в диктаторских обществах люди подчиняются, чтобы не отличаться от других и избежать одиночества. Однако люди часто считают, что следуют своим собственным мыслям и идеям, в то время как на самом деле они подчиняются большинству. Эта растущая тенденция к конформизму связана с концепцией равенства, которая в идеале предполагает уважение к индивидуальным различиям, но на практике означает устранение этих различий. Идея равенства становится идеей «одинаковости», а не идеей «единства», и это достигается за счет уменьшения различий и индивидуальности. Стандартизация индивидов необходима для современного массового производства. Проблема в том, что стандартизация личности выдается за свободу.