О причинах, по которым современный человек отказывается от свободы, и о том, к чему это может привести.
Эрих Фромм описывает причины, по которым человека пугает свобода, тесно связанная с его индивидуальностью. Все мы рождаемся свободными, но вырастая, вынуждены принимать социальные условия и не нарушать общественный договор, согласно которому следует встроиться в общество, заняв в нем определенную нишу, и принимать решения с оглядкой на общественное мнение. У нас есть выбор: жить в соответствии с собственными внутренними потребностями, став полноценной личностью, или выбрать конформизм и спокойную жизнь, одобряемую всеми, но лишенную свободы.
Для человека, выбирающего покой и комфорт, свобода превращается в психологическую проблему, порождает чувство неуверенности и тревоги. Человек боится собственной индивидуальности и в результате отказывается от нее, становясь несвободной и не вполне полноценной личностью. Фромм задается вопросом, возможно ли вообще в современном обществе появление развитой личности, предпочитающей свободу, или большинство людей склонны подчиняться доминирующим в социуме идеям, какими бы они ни были.
Наиболее ярко иллюстрирует бегство от свободы общество в гитлеровской Германии, где расцвел тоталитаризм, породив несколько механизмов бегства от свободы, таких как авторитаризм и конформизм. Авторитарность вождя пришлась по сердцу многим представителям немецкого среднего класса, которые ассоциировали себя с Гитлером и имели с ним общие черты, такие как стремление подчиняться силе и подавлять слабых. Когда в обществе возникает сложная ситуация, проще всего сплотиться вокруг вождя, отождествиться с его властью. Такое явление может возникать не только в тоталитарном обществе, но и в демократическом, если в нем гражданам активно навязывается какая-то доминирующая идея.
Отказ от свободы приводит к подавлению собственных чувств, а впоследствии — к неврозам. Любой человек, в том числе конформист, может освободиться, но не делает этого, боясь остаться в одиночестве. Между тем полноценная личность редко бывает одинокой, даже если вокруг нее нет определенных людей. Она может быть преданной каким-то убеждениям, ценностям, людям, которые отличаются от остальных, собственному творческому импульсу, призванию и так далее. Но конформист себе безразличен и не стремится жить по внутреннему убеждению, если вообще имеет какие-то отдельные убеждения, не навязанные ему обществом. Поэтому для гуманистической психологии так важно помочь ему преодолеть внутреннюю зависимость и выбрать свободу.
Идея 1. Без принадлежности к какой-либо системе человек чувствует себя слабым и незащищенным
На протяжении столетий люди боролись за свободу — политическую, экономическую и духовную. Одни пытались бороться за новые права, другие отстаивали прежние привилегии, но в целом свобод становилось больше. Именно стремление к свободе вызвало к жизни экономический либерализм, политическую демократию, способствовало отделению церкви от государства и становлению личного индивидуализма.
Казалось, что человек становился все свободнее, отказавшись от господства церкви и абсолютистских монархий. Из общественной жизни постепенно исчезало внешнее принуждение. Эта тенденция ускорилась после Первой мировой войны, которую многие считали последней битвой за свободу: прежние монархии сменились новыми демократиями. Но спустя короткое время возникли авторитарные системы, почти полностью определяющие общественную и частную жизнь, в которых практически не было места свободе.
Сначала эти системы казались настолько абсурдными и безумными, что многих грела мысль о том, что они недолговечны и вскоре падут вместе с их сумасшедшими лидерами. Другим казалось, что демократии в Германии и Италии еще не устоялись, им нужно время, чтобы стать политически зрелыми. Еще одной иллюзией было считать, что во всем виноват Гитлер с подручными, а немецкий народ оказался лишь заложником их злодеяний.
Когда фашистские режимы победили, стало ясно, что миллионы одних людей в Германии охотно поспешили отказаться от свободы, а миллионы других были просто безразличны к ней и не считали нужным бороться за нее. Но это не значит, что добровольный отказ от свободы — характерная особенность немецкого или итальянского народов. Мир переживает кризис демократии, и враги свободы могут выступать под любым флагом. Особенности психики современного человека заставляют его добровольно отказываться от свободы.
Не только экономика и идеология выступают активными силами общественного развития, но и психология. Фашистские политические системы опираются не на разум, а с помощью психологических манипуляций пробуждают в человеке темные силы, о которых он сам не подозревал.
Казалось, что человечество давно уже рассталось с этими темными силами, оставив их в далеком Средневековье или в еще более древних временах, когда недостаток знаний или интриги жрецов и королей могли вызвать к жизни невиданную жестокость и безумие. Но к концу XIX — началу ХХ века казалось, что страшные исторические события закончились навсегда и больше не повторятся. Первая мировая война представлялась последней, экономические кризисы — явлением временным, которое тоже вскоре отойдет в прошлое. Чем благополучнее была жизнь, тем больше люди верили в собственное благоразумие и справедливое мироустройство. Поэтому приход фашизма оказался для них полной неожиданностью.
Вдруг стало ясно, что человек легко может переступить через права слабых, проявляет активную предрасположенность ко злу, жажду власти и стремление к подчинению. Фрейд сделал попытку объяснить это явление. Он выдвинул теорию, что человек антисоциален по своей природе. Общество должно его приручать, позволять удовлетворять свои биологические потребности, но главная задача общества — ограничение его низменных импульсов и порывов. Подавленные наклонности превращаются в стремления, имеющие культурную ценность, становятся основой культуры благодаря сублимации.