Не сходите с ума на работе . или Как создать спокойную компанию

англ. Jason Fried. It Doesn't Have to Be Crazy at Work · 2018
Краткое содержание книги
Читается за 25 минут, оригинал — 3 ч

Работа — не война. Живите без стресса

Современный человек не живет. Он гордится тем, что убивает себя работой. Для отдыха, путешествий, хобби, чтения, семьи, даже на полноценный сон и еду остаются жалкие ошметки. Есть ли выход из этого беличьего колеса?

Прежде всего нужно вернуть людям свободное время. Это естественно, потому что человек живет одну-единственную жизнь, и с какой стати жертвовать всем ради работы? Это в интересах компании: измотанные сотрудники непродуктивны. Это в интересах общества: стресс распространяется во все стороны, передаваясь сотрудникам, клиентам, семьям.

Руководители компании Basecamp предлагают проверенные за 20 лет методы, возвращающие компании спокойствие, сотрудникам — досуг, работе — эффективность.

Нужно качественно изменить отношение к работе. Сейчас она — источник сильного стресса. Даже отдаваясь ей целиком, ни сотрудник компании, ни руководитель не имеет удовлетворения от хорошо выполненного и законченного дела, постоянно что-то не успевает, боится недовольства начальства и успеха конкурентов.

Реальной причины для «горения на работе» нет, как нет и его результата. Разве в последние десятилетия работы стало во много раз больше? Так сильно вырос спрос? Разве ценой отчаянного стресса компании стали эффективнее и производят гораздо больше востребованной продукции? Разумеется, и предложение, и спрос, и товарный оборот растут, но совсем не в таком темпе, в каком растет загруженность и стресс.

Одержимость ростом «любой ценой», как и милитаристские метафоры, которыми зачастую описывается деятельность компаний («битва за рынок», «наступление на конкурентов»), способствует стрессу. Когда работа перестанет быть «битвой», а снова станет просто работой, компании не будут ставить нереалистичные цели, гнаться за показателями роста, бороться с конкурентами, а будут производить конкретный, пусть не «подрывной» и даже не всегда идеальный продукт, сохранять лояльных клиентов и получать хоть какую-то прибыль, тогда и наступит устойчивость, настанет спокойствие.


Четыре принципа спокойной компании:

Организовать работу (рабочее место, рабочие часы, взаимодействие) так, чтобы сотрудников ничто не отвлекало собственно от работы.
Защищать досуг сотрудников, создать систему поощрений досуга вне офиса.
Укреплять доверие и полагаться на независимую работу малых команд.
Ограничивать размеры компании, ее амбиции, сроки сдачи проектов.

Мало отказаться на вечер, выходные или отпуск от постоянного присутствия в почте и чате — Basecamp разработала систему поощрений полноценного — вне работы — досуга.

Недостаточно отделить рабочее время от досуга — нужно защитить и само рабочее время от отвлечений и неэффективных практик.

Отсутствие отвлечений на работе и гарантированный отдых вечером и в выходные — ключ к жизни без стресса.

Как защитить компанию от стресса:

Не ставить слишком амбициозных целей.
Не соперничать с гигантами.
Не брать в долг и не обращаться к венчурным инвесторам.

Компания, полагающаяся на свои силы и уверенная в будущем, способна воспитывать культуру доверия, основа которой — работа независимых малых команд при минимальном вмешательстве «сверху» и минимальных затратах времени на согласования. В такой компании люди не «сражаются», а живут.

Восемь часов, а не 480 минут

За восемь рабочих часов можно сделать очень много. Если это восемь часов (а еще лучше — три часа подряд, два часа подряд и т. д.), а не 480 минут и не 48 десятиминуток.

Сравните два рабочих дня:

1) На пике работоспособности вы 3–4 часа трудитесь над главной задачей, дважды за день по часу отвечаете на письма и вопросы в чате, час отводите для консультаций или работы в команде, час — на решение текущей задачи.

2) С утра до вечера вы пытаетесь заняться главной задачей, но то и дело приходится решать текущие, каждые пять минут проверять почту и чат, а посреди дня у вас собрание.

Главные враги сосредоточенности:

Многозадачность и стремление к продуктивности.
Подотчетность и согласования.
Собрания.
Общение в реальном времени.

Многозадачность — источник стресса (делаем одно, беспокоимся о другом). Также время тратится на переключение с одной задачи на другую. В стремлении к «продуктивности» (то есть стараясь делать все больше и больше) приходится растягивать рабочую неделю: что-то объективно не умещается в 40 часов. Надо не часы прибавлять, а находить то, от чего можно отказаться.

Нельзя путать понятия «эффективный» и «продуктивный». «Продуктивность» — делать все больше и больше, заполняя каждое мгновение и добавляя все новые дела. Эффективность — умение делать меньше, освобождать свое время для отдыха и близких.

Огромное количество времени уходит на согласование и на проверку. Эта проблема легко устраняется доверием и независимостью. Любую задачу решают самостоятельно несколько человек, которые могут быстро и эффективно синхронизировать свои действия.

В Basecamp считается, что оптимальная команда состоит из троих сотрудников. Договориться им легко, на это не расходуется время. Промежуточное руководство отсутствует, высшее — дает задачу, определяет сроки, направление и до конца срока больше не беспокоит. Большой проект делится на задачи, посильные командам из трех человек.

Собрания — главный вор времени. Когда 10, 20, 100 человек созывается на собрания — потери составляют 100 часов человеческого времени и разрушенный день. Кроме того, докладчик приходит на собрание подготовленным, остальные же должны мгновенно усвоить информацию и отреагировать на нее. Разосланный письменный материал и собираемые в срок отзывы отнимут меньше времени и принесут намного больше пользы.

Продолжение — на Smart Reading
Зарегистрируйтесь на Smart Reading и получите доступ к этому и ещё 800 пересказам нонфикшен-книг. Все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Фрагмент озвучки:
Первые 7 дней доступа — бесплатно.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Аудиокнига

Не схо­дите с ума на работе
Аудиокнига. 2 ч 59 мин. Читает Валерий Смекалов.
Бесплатный отрывок:
Купить
599 ₽, ЛитРес
Валерий Смекалов
2 ч 59 мин

Электронная книга

Не схо­дите с ума на работе
Сколько раз вы слышали или сами говорили фразу «На работе – настоящий дурдом»? Для многих «дурдом» стал нормой. Но почему до этого дошло? По двум причинам. 1) Рабочий день разбивается на короткие отрезки в угоду реальным и виртуальным отвлекающим факторам. И 2) стремление во что бы то ни стало добиться постоянного роста создает завышенные ожидания, убивающие нервные клетки...