Никаких правил . Уникальная культура Netflix

Краткое содержание книги
Читается за 35 минут, оригинал — 9 ч
Очень кратко:

О развитии компании Netflix и об огромной роли в ее успехе уникальной корпоративной культуры.

В начале 2000 года Рид Хастингс и Марк Рэндольф, второй учредитель Netflix, встретились с Джоном Аттико, главой компании Blockbuster — в то время монстром видеопроката, который оценивался в 5 миллиардов долларов. Хастингс и Рэндольф предлагали Аттико купить Netflix, но сделка его не заинтересовала. В 2010 году ситуация кардинально поменялась. Blockbuster, которая, несмотря на огромные ресурсы, не смогла подстроиться к изменениям, связанным с развитием интернета, объявила о банкротстве. Netflix процветала и развивалась.

Netflix тоже начинала с проката видеофильмов — компания рассылала DVD по почте. Однако ей удалось не только адаптироваться к глобальным изменениям, но и самой стать первопроходцем. Об успехе компании, ее фильмов и сериалов знает любой человек, интересующийся современной культурой. Компания не только приобретает лицензии на чужой контент, но и сама производит фильмы и сериалы, которые нравятся и зрителям, и критикам: «Корона», «Очень странные дела», «Птичий короб» и многие другие. С 2002 года по 2019 год стоимость ее акций увеличилась в 350 раз, компания вышла на рынки 190 стран.

Рид Хастингс считает, что секрет успеха, который позволяет компании вовремя замечать изменения и подстраиваться под них, состоит в уникальной культуре Netflix.

Эрин Мейер, соавтора книги, поначалу смущали жесткие формулировки лозунгов из корпоративного манифеста компании. До изучения Netflix изнутри у нее было предубеждение, ей казалось, что в компании крайне агрессивная корпоративная культура. Однако, узнав о ней больше и выслушав сотрудников компании, Мейер изменила свое мнение.

Идея 1. Корпоративная культура Netflix строится на трех принципах

До Netflix Рид Хастингс был сооснователем и руководителем IT-компании Pure Software. Поначалу она была типичным стартапом, где члены небольшой команды сами определяли для себя, как им работать и что делать, но по мере роста начались проблемы. Периодически сотрудники совершали необдуманные поступки, из-за чего росли расходы. Было решено четко прописать правила поведения на работе, ограничив тем самым свободу сотрудников, и многое запретить. Однако жесткие правила затормозили инновации. Pure Software стала отставать от конкурентов и не могла адаптироваться к технологическим изменениям. Несмотря на то что она была вовремя продана, ее постигла судьба многих некогда успешных компаний, которые не смогли угнаться за новыми тенденциями и пропустили переломный момент.

В Netflix Рид Хастингс, наученный уроками в Pure Software, решил создать место с особенной инновационной культурой свободы, где не будет жестких правил, где будут работать самые талантливые люди, но в то же время они будут брать на себя ответственность за свои решения.

Корпоративную культуру Netflix описывают три принципа:

Первый принцип — концентрация таланта.

Очень многие компании создают специальные правила и жесткие механизмы контроля для предотвращения непрофессионального поведения сотрудников, тратя на это много ресурсов. Хастингс считает, что большинство механизмов не нужно, если из компании уволены все непрофессиональные сотрудники, а остались и нанимаются только звезды. Если вы работаете с суперпрофессионалами, то нет смысла их сильно контролировать.

Второй принцип — предельная откровенность.

Для развития сотрудников нужна предельно честная обратная связь. Причем не только сверху вниз, но и снизу вверх. В Netflix можно критиковать любого, более того, критика приветствуется и стимулируется. Поощряется только конструктивная критика, без завуалированных нападок и оскорблений. Предельная откровенность и мгновенная обратная связь помогают создать нужную динамику работы, подстегивают талантливых сотрудников стремиться к большему и снижают необходимость контроля со стороны руководства.

Третий принцип — мягкие формы контроля.

Руководителю компании с высокой концентрацией таланта и атмосферой открытости можно избавиться от множества бюрократических процедур, инструкций и административных механизмов. Нужно постепенно учиться управлять с помощью контекста, а не контроля, предоставляя сотрудникам больше свободы.

По наблюдениям Хастингса, благодаря внедрению этих принципов в работу, компания совершает огромный инновационный скачок. Однако не стоит торопиться, нужно действовать поэтапно.

Идея 2. Инновационная среда начинается с подбора звездных сотрудников

По убеждению Хастингса, главная задача руководителя — оздоровить рабочую среду, собрав команду первоклассных сотрудников. Netflix помог случай, а точнее кризис. В 2001 году лопнул пузырь доткомов, множество интернет-компаний обанкротилось, интерес инвесторов к оставшимся заметно снизился. Netflix пришлось принять решение о сокращении трети персонала, несмотря на то, что в компании не было откровенно плохих сотрудников. Руководство решило оставить 80 самых талантливых, а остальных 40, среди которых были середнячки или талантливые, но невыносимые сотрудники, уволить. День увольнения прошел напряженно, и Хастингс ожидал, что после сокращений у оставшихся сотрудников упадет мотивация. Однако этого не произошло. Удивительным образом уже через пару дней атмосфера в компании заметно улучшилась, забурлила творческая энергия, сотрудники делились новыми идеями. Вскоре улучшилась и ситуация на рынке, Netflix начала расти, причем оставшиеся 80 сотрудников работали лучше, чем прошлые 120. Автор понял, что роль сыграло не количество таланта, а его концентрация в компании. 5 талантливых сотрудников могут работать лучше, чем 5 талантливых сотрудника плюс 3 середнячка. Это происходит по нескольким причинам: середнячки отнимают время у руководителя, которое он не может посвятить талантливым сотрудникам; они демонстрируют другим, что руководителя устраивает посредственная работа и что незачем стремиться к чему-то большему; они снижают общий уровень команды, тормозят работу, понижают рейтинг работодателя в глазах самых перспективных потенциальных сотрудников.

Продолжение — на MakeRight
Оформите подписку на MakeRight и получите доступ к этому и ещё 700 пересказам нонфикшен-книг. Почти все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Фрагмент озвучки:
Подписаться на MakeRight

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Аудиокнига

Ника­ких пра­вил. Уни­каль­ная куль­тура Netflix
Аудиокнига. 9 ч 51 мин. Читает Вадим Медведев.
Бесплатный отрывок:
Купить
549 ₽, ЛитРес
Вадим Медведев
9 ч 51 мин