Книга Генри Форда была переведена на русский язык в 1924 году. Прошло совсем немного времени с тех пор, как она появилась в Америке, а уже, как сказано в предисловии, «обошла почти все государства».
Безусловный интерес вызывал небывалый масштаб производства и особенности организации. Это было столь притягательно, что издателям пришлось мириться с антисоветскими взглядами, лежащими в основе этого подхода. Конечно, особо досадившие «теоретические измышления» в первом переводе попросту выпустили. То была жесткая критика «советизма», подменявшего социальными законами законы Природы, первейшими из которых Форд считал право на плоды своего труда и свободу самого труда. У рабочих Форда был восьмичасовой рабочий день и возможность брать отпуск за свой счет; у нового пролетария — от 12 до 14 часов в день и жесткое распределение. Отнимая повседневные свободы, человека лишали Свободы с большой буквы. Уже в 1922 году Форд видел разрушительные последствия: насилие меньшинства над большинством, крах производства, «забалтывание» дела и утечку мозгов.
Спустя 65 лет книгу Генри Форда повторно издали в СССР, почти в последний год его существования. Вновь искали тайны широкомасштабного производства, экономии труда и материалов, стандартизации и системы. А ответ все же был в том социальном учении, которое упорно отвергали: в понимании работы как служения.
«Служение» переводчик чаще всего подменяет «продуктивностью», но Форд имеет в виду, конечно же, социальный и даже религиозный термин. Все, что он создавал, предназначалось для общественной пользы — охватывая и покупателей, и рабочих, и самого Форда. Осознанный труд, раскрытие человеческого потенциала и право на плоды своего труда — залог благополучия и счастья. Это и только это — цель служения.
Ознакомившись с саммари, вы узнаете технические и организационные секреты широкомасштабного производства, правила формирования спроса на совершенно новом рынке и основы той трудовой этики и того социального договора, который позволил Генри Форду совершить прорыв в производстве и экономике.
Перед вами мир Генри Форда, пошедшего намного дальше большинства утопистов — взявшего на себя смелость построить этот мир своими руками на собственные средства и доказавшего — это не утопия, а идеальная реальность, и невозможна она лишь потому, что на Земле слишком мало предпринимателей, готовых служить идее и людям.
1. Идейный базис жизни Генри Форда
1.1 Свою книгу Форд начинает с «идеи» — и так же, по его мнению, начинается любое дело. Если бы целью стало обогащение, гениальный инженер и великолепный организатор прекрасно функционировал бы в системе, которая «в преизбытке снабжала» его деньгами. Но система была расточительна и несправедлива, лишена плана, далека от полной меры производительности, обкрадывала работников.
1.2. В книге, написанной сразу после Первой мировой войны, в пору брожения, идеалистических планов прогресса, революций, Форд отстаивает «естественный путь», основанный на вере в человеческий разум и честную работу. Благосостояние и счастье добываются только честной работой. Общественная жизнь скреплена земледелием, промышленностью и транспортом. И в основе всего — работа. Форд отнюдь не стремится ниспровергать существующий строй, ибо этот строй имеет перед всеми прочими преимущество реальности — он функционирует. Все решается снизу, инстинктом работающего человека, который чувствует суть основных процессов хозяйственной жизни.
1.2.1. Первый хозяйственный принцип — труд. Человеческий труд, преображающий природу. Вся экономика держится на том, что человек делает из материала, предоставленного ему природой. Нравственный принцип — право человека на результаты своего труда. И это право священно. Работающий человек должен получать от общества то, что он дает обществу.
1.2.2. Ориентация на прибыль глубоко порочна. Деньги — лишь средство для расширения производства, а цель производства — общеполезный и общедоступный продукт. Форд считал противоестественным положение, когда человек не раскрывает свой потенциал и не пользуется плодами своего труда. Он восставал и против финансового капитализма, ориентированного на прибыль, а не на результат; и против несправедливого распределения продуктов труда, и против изматывающего и малопроизводительного труда — а именно такова была участь большинства фермеров и рабочих того времени.
1.2.3. Как благополучие работающего человека зависит от его труда, так и благополучие предпринимателя — от пользы, которую он приносит обществу. Благополучие — не столько деньги, которые зарабатываются в результате производительной деятельности. Деньги — не самоцель, а необходимое средство для расширения полезного производства.
Истинное же благополучие и счастье именно в том, чтобы не оставаться праздным. Ибо миссия человека — в работе и общественной пользе.
1.3. Руководящая идея Форда — наладить производство безусловно полезного продукта. Автомобиль и трактор именно таковы, потому что максимально экономят человеческие усилия и затраты времени. Само производство также должно максимально экономить время и усилия работника и удешевлять продукт в интересах потребителя (и не в ущерб качеству). Форд максимально упрощал процесс производства и полагал, что потребителя нетрудно приучить к добротному и простому продукту.
1.4. Но и налаженное производство, и произведенная продукция — опять-таки не самоцель. Не антиутопия механического мира создается Фордом, а высвобождается время для радости жизни. Автомобиль — одно из средств для облегчения труда, сокращения пути, и сэкономленное время предназначается не для еще большего производства, а чтобы «нюхать цветы». Для Форда же модель Т стала еще и неопровержимым свидетельством в пользу его теории.
Рассмотрим основные идеи системы производства Форда подробнее.
2. Цель производства: идеальный продукт
2.1. Производство начинается не с материалов или машин, но с цели. Цель производства — не прибыль, а простой, качественный и общедоступный продукт.
2.1.1. Пока автомобиль был предметом роскоши, он изготавливался штучно. Полезная же вещь производится огромными партиями в расчете на массовый спрос. Но для массового спроса необходимо удешевить товар и сделать его максимально надежным. Доброкачественная вещь не нуждается в рекламе и не боится конкуренции.
Первые 7 дней доступа — бесплатно.