О том, как игры меняют к лучшему жизнь как отдельного человека, так и общества в целом.
Несмотря на стремительный рост игровой индустрии, отношение к играм и к компьютерным играм в частности в обществе неоднозначное. Многие считают их пустой тратой времени, а некоторые уверены, что игры вызывают пагубную зависимость и поэтому их необходимо ограничивать или даже запрещать. В результате зачастую люди стыдятся своего увлечения и скрывают его. Тем не менее виртуальная реальность остаётся удивительно привлекательной для миллионов людей по всему миру. Говорит ли это лишь о пагубной зависимости? Что, если мы недооцениваем положительный потенциал игр?
В своей книге «Реальность под вопросом» гейм-дизайнер Джейн Макгонигал делится личным опытом и результатами исследований, которые доказывают огромную пользу и положительный потенциал игр. Игра помогла Джейн справиться с последствиями серьезного сотрясения мозга, и автор уверена в том, что игры способны изменить к лучшему жизнь как отдельного человека, так и общества в целом. Мы должны отбросить предубеждения — игры действительно могут быть полезны. Они помогают легче и с воодушевлением выполнять скучную работу, объединять людей и укреплять социальные связи, помогают быстрее выздороветь и даже стать счастливее.
Идея 1. Игры так популярны, потому что они удовлетворяют те потребности, которые не может удовлетворить реальность
Видеоигры становятся все более популярными, и с каждым годом всё больше людей погружается в виртуальные миры. Некоторые считают, что массовое увлечение играми изменит общество больше, чем некогда автотранспорт, радио и телевидение.
Можно сетовать на то, что так много людей предпочитает виртуальную реальность, но важно понимать, почему они это делают. В чем причина того, что так много людей начинает играть в различные игры? Реальность не удовлетворяет их, они устают от нее или она не кажется им такой привлекательной, как игра. Отработав положенное время на скучной работе, люди приходят домой и на несколько часов погружаются в гораздо более красочный виртуальный мир. Тут они могут применить свой интеллект и таланты, оказавшиеся невостребованными в реальности. Благодаря четко очерченным правилам и немедленному вознаграждению люди получают большее удовлетворение от достижения игровых целей.
В реальности мы не можем найти столько развлечений и стимулов, повседневные обязанности кажутся нам скучными, поэтому люди массово бегут в игровое пространство. И хотя это вызывает обеспокоенность многих родителей, учителей и работодателей, есть и те, кто считает игры полезными. Причем их точка зрения имеет под собой веские основания. Во время игр мы получаем немедленное вознаграждение, они улучшают наше настроение, с их помощью мы можем учиться новым навыкам, объединяться с другими людьми. Не всегда мы можем удовлетворить эти потребности в реальной жизни.
Автор уверена, что, несмотря на презрительное со стороны многих отношение к играм, благодаря играм можно изменить общество к лучшему и добиться большей эффективности и продуктивности в любых сферах. Увлечение играми отнюдь не современное явление. Еще Геродот в своём труде «История» описывал, как лидийский Царь Атис помог своему народу справиться с тяжелыми временами и голодом с помощью игр. В течение 18 лет лидийцы играли в игры и придумали игры в кости, бабки, мяч и прочие.
Распространено мнение, что, погружаясь в игру, люди становятся пассивными, уходят от реальности. Но история, рассказанная Геродотом, показывает, что уход от реальности может быть лучшим решением в определенных обстоятельствах, он может приносить пользу людям. В современном обществе проблема голода стоит не так остро, как в древности, но современный человек страдает из-за большого количества рутины и бессмысленной работы, которая не удовлетворяет его потребность быть вовлеченным в какое-то интересное дело. В поисках такого дела люди и обращаются к играм.
По мнению автора, мы не должны категорично отказываться от потенциала игр, считая их бессмысленной тратой времени. С помощью игр мы можем улучшить как собственную жизнь, так и исправить то, что нас не устраивает в окружающем мире. Мы не должны стыдиться своего увлечения играми и испытывать вину из-за него. Благодаря играм мы можем приобрести опыт, который может раскрыть нашу личность, сильные стороны, мотивы и ценности.
Идея 2. У любой игры есть 4 основные характеристики
Существует великое множество игр: одно- и многопользовательские, быстротечные и длящиеся круглогодично, сюжетные и без сюжета, онлайн и офлайн. Тем не менее у всех игр есть четыре характеристики: цель, правила, система обратной связи и добровольное участие.
Цель — результат игры — то, ради чего люди играют в игру.
Правила устанавливают рамки для способов достижения цели. Такие ограничения мотивируют игроков раскрывать свой потенциал.
Благодаря системе обратной связи (уровни, баллы) игроки могут судить о том, как они приближаются к цели.
Добровольное участие подразумевает, что игрок вступает в игру по собственной воле, принимает все ее правила и систему обратной связи и в любой момент может выйти из игры. Это создает общую основу для совместной игры большого количества участников.
Исходя из этих четырёх характеристик автор определяет игру как добровольное преодоление необязательных препятствий ради удовольствия.
Зачастую игры требуют от людей существенных затрат физических и ментальных ресурсов, они трудны и, чтобы чего-то в них достигнуть, необходимо посвящать им долгие часы. Несмотря на это, люди считают игры привлекательным времяпрепровождением. Почему? Исследования показывают, что выполнение хорошей трудной работы делает нас счастливыми, как ничто другое. Для долговременного ощущения счастья нам нужны не статус, деньги и праздность, а осмысленная и мотивирующая деятельность, в которую мы полностью вовлекаемся. Проще говоря, для счастья нам нужна трудная работа.
Тем не менее многие возразят, что игры не имеют отношения к работе. Автор приводит слова ведущего специалиста по психологии игры Брайана Саттона-Смита, «противоположность игры — не работа, а депрессия». Автор согласна с ним, она считает, что игры — это антипод депрессии, в них мы можем выполнять сложную работу, которая заставляет нас использовать ментальные и физические ресурсы и навыки, невостребованные в реальном мире.