Нейропластическая революция
Ученые долго были убеждены в том, что мозг формируется к подростковому возрасту, а потом изменяется только в худшую сторону — стареет и деградирует. Как будто мы катимся по скользкой горке вниз — и уже ничто не может вернуть нас наверх.
Кроме того, врачи утверждали: любые повреждения мозга фатальны! Например, стоит лишь задеть речевой центр (зону Брока) во время операции — и пациент никогда не сможет нормально разговаривать. Поэтому врачи и физиологи не видели смысла в тренировке и обучении людей с врожденными или приобретенными аномалиями мозга.
Новейшие открытия нейрофизиологов доказали: мозг может изменяться в течение всей жизни. Более того, он способен к самоисцелению даже после тяжелой черепно-мозговой травмы или обширного инсульта! Эту способность назвали «нейропластичностью».
На самом деле нейропластичность могла быть открыта намного раньше. Способность мозга изменяться заметили еще в XVIII веке. Однако теорию нейропластичности долго не признавали в научном мире. Слишком невероятной казалась мысль о том, что развитие мозга зависит в первую очередь от усилий самого человека, а лишь во вторую — от природы.
Благодаря современным способам исследования мозга, таким как МРТ, ученые увидели, что у некоторых людей от рождения нет части мозга и даже одного полушария! Самое удивительное, что эти люди обычно и не подозревали о своем дефекте: они учились, работали, заводили семьи. Их жизнь почти не отличалась от жизни людей с полноценным мозгом!
Прочитав книгу «Пластичность мозга» Нормана Дойджа, вы узнаете подробности этих историй и описания других чудес, на которые способен наш мозг. И хорошая новость: для нейропластических чудес не нужны ни инъекции, ни операции — лишь сила воли и желание трудиться. Способность мозга изменяться почти безгранична!
Нейропластическое чудо
Восстановление после инсульта
Несколько десятилетий назад врачи не видели смысла в долгой реабилитации пациентов после обширного инсульта. «Надежды на выздоровление уже нет», — говорили тем, кто не начинал разговаривать и передвигаться самостоятельно после нескольких недель занятий.
65-летний Педро Бач-и-Рита после инсульта был наполовину парализован и не мог разговаривать. Но его сыновья, нейрофизиолог Пол Бач-и-Рита и психиатр Джордж Бач-и-Рита, не захотели смириться с тем, что Педро будет доживать свои дни как беспомощный младенец. Джордж придумал программу реабилитации, имитирующую обучение маленьких детей. Он заставлял отца ползать сначала с поддержкой вдоль стены, а потом — в саду.
Затем Джордж добавил игры для разработки крупной и мелкой моторики, например, просил отца собирать монеты на полу. Через какое-то время Педро и сам стал придумывать идеи для занятий. Он был готов трудиться часами ради того, чтобы заново научиться ходить и самостоятельно есть. Педро и подумать не мог, что через несколько лет будет не только ходить, но и вернется к работе — преподаванию в колледже!
После смерти Педро Бач-и-Риты врачи изучили его мозг. На срезах тканей они увидели огромные повреждения: был разрушен двигательный центр в коре мозга и уничтожено 97% нервов, идущих от коры больших полушарий к позвоночнику! Это и стало причиной парализации. Сами ткани так и не восстановились после инсульта. Вернуться к нормальной жизни Педро смог только благодаря нейропластичности мозга.
История Педро Бач-и-Риты заставила врачей и нейрофизиологов пересмотреть свои взгляды на реабилитацию после инсульта. Сегодня врачи уже не сомневаются в том, что с помощью стимулирующих упражнений можно заставить мозг самореорганизоваться и восстановить свои функции!
Наш мозг похож на набор взаимозаменяемых модулей! Зрительная, слуховая и осязательная зоны коры головного мозга имеют похожую шестислойную обрабатывающую структуру. Благодаря этому они могут брать на себя разные функции.
Сегодня врачи умеют бороться с серьезными неврологическими проблемами даже спустя годы после их возникновения. Они используют для этого реальные и виртуальные тренажеры, помогают пациентам не падать духом во время этапов закрепления — и добиваются того, что новые навыки находят свое место на карте мозга и становятся автоматическими.
Необучаемых детей не бывает!
Серьезные проблемы с обучением — это не всегда приговор и показание для перевода ребенка в коррекционную школу. Результаты исследований показывают, что трудности с чтением или письмом часто возникают у детей с нормальным и высоким уровнем интеллекта!
Многих детей считают умственно отсталыми только из-за того, что их слуховая система быстро перегружается. Если такому ребенку сказать: «Пожалуйста, вымой миску, покорми кошку, а потом поиграй с ней», он выполнит в лучшем случае два действия из трех. Он забудет о том, что вы попросили! При этом такой ребенок может быть очень одаренным, например в математике.
Иногда детям просто нужно больше времени для обработки информации. Если с ними разговаривать медленно, их мозг перестает терять входящую информацию. Но чаще всего необходима помощь специалиста, который поможет ребенку решить проблемы с пониманием речи, чтением и письмом.
В 1996 году нейрофизиологи создали компанию Scientific Learning для того, чтобы помочь людям перепрограммировать свой мозг. Для детей с речевыми нарушениями компания разработала специальную программу Fast ForWord. Эта программа тренирует все функции мозга, связанные с речью, начиная от расшифровки звуков до понимания сложных предложений.
За шесть недель среднестатистический ребенок, прошедший обучение по программе Fast ForWord, продвигался в совершенствовании языковых навыков в среднем на 1,8 года!
Первые 7 дней доступа — бесплатно.