🧠 

Рассуждение о методе . чтобы хорошо направлять свой разум и отыскивать истину в науках

фр. René Descartes. Discours de la méthode pour bien conduire sa raison et chercher la vérité dans les sciences · 1637
Краткое содержание трактата
Читается за 7 минут, оригинал — 2 ч
О чём трактат ⚡

Философ создал метод познания: сомневаться во всём, делить сложное на части, идти от простого к сложному, всё тщательно проверять. Этот метод помогает находить истину как в науках, так и в жизни.

Очень краткое содержание

Стремясь к универсальному методу познания окружающего мира, французский философ и учёный Рене Декарт сделал несколько умозаключений. Желая поделиться своим методом с другими людьми, Декарт посвятил этому философский труд.

В основе метода лежит 4 правила:

  1. Не принимать на веру ничего, не убедившись в истинности этого.
  2. Делить проблему на части.
  3. В своих умозаключениях и выводах идти от простого к сложному.
  4. Подходя к проблеме, разбирать её максимально полно и подробно.

Кроме этого философ вывел 3 правила морали, от которых не следовало отступать в поисках истины:

  1. Следовать законам своей страны и религии.
  2. Установив истинность чего-либо, безоговорочно следовать этому.
  3. Менять свои желания, а не устройство мира.

Свой метод Декарт использовал для доказательства существования бога. Философ доказал и своё собственное существование, сделав вывод: «Я мыслю, следовательно, я существую».

Считая, что бог установил законы, по которым безоговорочно существует мир, учёный стремился их постичь.

Относясь критически к своей работе, Декарт тем не менее считал, что она способна дать людям метод для поиска истины, сподвигнув тем самым на новейшие научные открытия.

Подробный пересказ по главам

Глава 1. Соображения, касающиеся наук

Рене Декарт полагал, что здравомыслие (оно же — разум) — это способность правильно рассуждать и отличать истину от заблуждений. Он считал, что эта способность одинакова у всех людей от природы. Различие же мнений по поводу одного и того же вопроса возникает из-за того, что люди подходят к нему с разных сторон, фактически обсуждая не одно и то же.

Называя свой разум посредственным, учёный всё же полагал, что в юности он пошёл верным путём познания, и это позволило ему прийти к методу, позволяющему правильно работать с информацией, увеличивая свои знания. Признавая, что может ошибаться, Декарт описал пути, следуя которым, он пришёл к этому методу.

С детства будущий учёный с увлечением изучал науки, желая получить чёткое и ясное представление о мире, но лишь убедился, что в науках много заблуждений и сомнений. Узнавая всё больше, Декарт всё яснее понимал, как мало он знает.

После окончания обучения он отправился в путешествие, чтобы больше увидеть, общаться с людьми, накапливать различный опыт. Свою жизнь Декарт решил посвятить познанию самого себя и найти путь, следуя которому он научится отличать истинное от ложного.

Глава 2. Главные правила метода

В своих размышлениях Декарт пришёл к мнению, что зачастую работа одного человека гораздо более совершенна, нежели работа большого количества мастеров. В качестве примера он сравнил большие города, над созданием которых работало множество людей, и города-крепости, построенные по замыслу одного инженера и имеющие гораздо более удобную и логичную планировку.

После этого умозаключения философ обратился к знаниям, полученным ранее. Он желал либо заменить их более совершенными, либо убедиться в их истинности и оставить неизменными.

Во время учёбы Декарт познакомился с тремя науками (или искусствами) — логикой, геометрическим анализом и алгеброй. Подметив недостатки каждой из наук, он решил искать свой метод, который включал бы в себя достоинства всех трёх искусств и при этом был бы освобождён от их недочётов.

В своих изысканиях Декарт неукоснительно придерживался четырёх правил:

  1. Избегать поспешности в суждениях, не принимая за истину ничего, не убедившись в истинности этого.
  2. Делить проблему на части.
  3. Идти в своих размышлениях от простого к сложному.
  4. Делать максимально полные перечни и обзоры, разбирая ту или иную проблему.

Глава 3. Несколько правил морали, извлечённых из этого метода

Чтобы не поддаваться нерешительности в своих изысканиях, Декарт вывел для себя несколько правил морали:

  1. Неотступно повиноваться обычаям, законам и религии своей страны. Во всём же остальном следовать наиболее умеренным мнениям.
  2. Приняв какое-то мнение как истинное, следует безоговорочно следовать ему в дальнейшем.
  3. Побеждать себя, а не судьбу, меняя свои желания, а не порядок мира.

Взяв за основу выведенные им самим 4 правила метода и 3 правила морали, Декарт решил посвятить всю жизнь совершенствованию своего разума и познанию истины при помощи этого метода.

Глава 4. Доводы, доказывающие существование бога и бессмертие души, или основание метафизики

Удалившись от людей, Декарт раздумывал о том, как чувства порой обманывают человека, и допустил, что нет ни одной вещи, которая была бы такова, какой она представляется людям. Придя к этому умозаключению, Декарт отметил, что в предполагаемой иллюзорности всего мира он сам, думающий и рассуждающий о данном вопросе, должен существовать.

Декарт мог представить себя существующим вне тела и вне какого-либо места, но не мог вообразить себя несуществующим. Философ решил, что он — мыслящая субстанция, не нуждающаяся в месте и не зависящая от материальных вещей. Сделав это умозаключение, Декарт вывел общее правило: всё, представляемое нами ясно и отчётливо, является истиной.

Философ обнаружил в себе такое свойство, как сомнение, подтверждающее, по мнению учёного, людское несовершенство. В признании своего несовершенства Декарт видел возможность думать о чём-то более совершенном, чем он сам. Философ считал, что эту способность человек получил от некой более совершенной сущности, то есть, от бога.

Глава 5. Порядок физических вопросов

Декарт применил свой метод поиска истины в других вопросах, касающихся физического мира. Считая, что мир существует по законам, установленным богом, философ посвятил главу этим законам, более подробно раскрытым в другом, ранее написанном, но так и не изданном трактате.

Перечисляя всё, чему он предложил объяснения в вышеупомянутом трактате, Декарт более детально остановился на теле человека. Уделив особое внимание человеческому сердцу и движению крови, учёный пришёл к выводу о раздельном, независимом существовании тела и души.

Глава 6. Что необходимо, чтобы продвинуться вперёд в исследовании природы

Последнюю главу своего рассуждения Декарт написал спустя 3 года после создания основной работы. Суд над одним из авторитетных учёных заставил философа задуматься, нет ли в его труде чего-то ложного, что не будет воспринято научным сообществом.

Размышляя над этим, Декарт заключил, что следует создавать философию практическую, а не умозрительную, дабы не только получать знания об окружающем мире, но также и применять их.

Посвятив свою жизнь поискам универсальной науки, учёный старался оповещать людей о результатах своих изысканий, чтобы стимулировать их идти дальше, открывая новое.

Декарт признавая необходимость опытов для науки. Чтобы получить от них максимальную пользу, учёный рекомендовал идти от следствий к первопричинам.

В заключение автор обосновал, почему выбрал для написания своей работы французский язык, а не латынь, как было принято в то время. Французский давал возможность познакомиться с данной работой большему количеству людей, а также, будучи более доступным для восприятия, позволял более ясно воспринять заложенные философом идеи.

Пересказали С. Симиненко и К. Иванова. За основу пересказа взят перевод Г. Г. Слюсарева и А. П. Юшкевича из сборника «Рассуждение о методе. С приложениями: Диоптрика. Метеоры. Геометрия» (Москва: АН СССР, 1953). Нашли ошибку? Пожалуйста, отредактируйте этот пересказ в Народном Брифли.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Реклама

Аудиокнига

Рас­су­жде­ние о методе
Аудиокнига. 2 ч 24 мин. Читает Андрей Леонов.
Бесплатный отрывок:
Купить
249 ₽, ЛитРес
Андрей Леонов
2 ч 24 мин

Электронная книга

Рас­су­жде­ние о методе
который сам по себе, не прибегая к содействию религии или философии, определяет мнения, кои должен иметь добропорядочный человек относительно всех предметов, могущих занимать его мысли, и проникает в тайны самых любопытных наук Добропорядочный человек не обязан перелистать все книги или тщательно усвоить все то, что преподают в школах; более того, если бы он потратил чересчур много времени на изучение книг, это образовало бы некий пробел в его воспитании...

Читайте также