Предметом данной книги являются различия и сходства между традиционными обществами и государствами. Традиционные общества — совокупность доиндустриальных обществ, стоящих на разных ступенях развития. Традиционные общества также часто называют ранними цивилизациями.
Как ни странно, в традиционном мире есть многое, что можно эффективно применить в современном государстве. Традиционные сообщества завораживают нас: эти люди так похожи на нас и в то же время так непонятны: некоторые особенности традиционного уклада жизни выглядят дико с точки зрения современного человека.
Прежде всего, не стоит забывать, что традиционный образ жизни сформировал нас и сделал такими, какими мы являемся сейчас. Автор книги более пятидесяти лет изучал традиционные общества, стремясь выявить те положительные особенности, которые человечество утратило в процессе индустриализации.
Даймонд считает несправедливым, что исследования современных психологов, социологов и педагогов строятся преимущественно на информации о людях категории WEIRD (сокращение английских слов western, educated, industrial, rich, democratic (западный, образованный, индустриальный, богатый, демократический). Если мы хотим делать выводы, касающиеся человеческой природы, будет закономерным также изучать представителей традиционных сообществ.
Сравнивая ранние цивилизации и современные государства, Даймонд далек от того, чтобы призывать к возрождению традиционного уклада. Современный мир полон опасностей, однако они не идут ни в какое сравнение с ежедневными рисками, которым подвергаются жители групп и племен: их поражают паразитарные болезни, убивают разгневанные соплеменники и злые соседи, подстерегают природные опасности вроде падения деревьев и укусов змей, а порой им просто нечего есть. Тем не менее, справившись с эпидемиями инфекций и избавившись от паразитарных болезней с помощью антибиотиков и соблюдения правил гигиены, современные люди приобрели букет хронических заболеваний, связанных с изменением образа жизни.
В целом, традиционный мир более разнообразен: многочисленные языки, религии, традиции привлекают путешественников, антропологов, культурологов, лингвистов и помогают лучше понять современную жизнь и оценить те преимущества, которые доступны современному человеку. Сам автор ежегодно посещает Новую Гвинею, но проводит там не более 7% своей жизни, предпочитая писать книги в уютном кабинете своего современного дома в Калифорнии.
1. Государства и традиционные сообщества
1.1. Виды традиционных сообществ
Несмотря на то, что каждое традиционное сообщество уникально, существуют общие для всех культур характеристики: количество населения, средства к существованию, политическая централизация и социальная стратификация. С ростом численности и плотности населения интенсифицируется производство пищи и других необходимых продуктов. Таким образом, оседлые земледельцы получают больше продовольствия, чем кочующие охотники-собиратели, а густонаселенные общины, владеющие техникой ирригации земель, собирают больший урожай. Если в немногочисленных группах охотников-собирателей решения принимаются в процессе личного обсуждения, то по мере увеличения численности населения возникает потребность в создании политической иерархии и системы принятия решений. Вышеупомянутые изменения не могут не отразиться на социальной стратификации: у охотников-собирателей относительный эгалитаризм вполне оправдан, но с ростом населения, улучшением его благосостояния и появлением политической системы углубляется социальное неравенство.
Американский антрополог Элман Сервис разделил человеческие сообщества на четыре категории в зависимости от количества населения, политической организации и социальной стратификации: группу, племя, вождество и государство.
Группа состоит из нескольких десятков индивидов, членов одной или нескольких родственных семей. Каждый член группы знаком с остальными, решения принимаются на общем собрании, а выраженное политическое лидерство или экономическая специализация отсутствуют. Немногочисленные ресурсы распределяются между членами группы, что обеспечивает социальное равенство. Группы преимущественно занимаются собирательством и земледелием.
Относительно недавно, 11 000 лет назад, все люди существовали в группах. Однако на Земле до сих пор существуют традиционные группы: кунг, проживающие в африканской пустыне Калахари, южноафриканские индейцы аче и сирион, жители Андаманских островов в Бенгальском заливе, пигмеи африканских экваториальных лесов и мачигенга, земледельцы из Перу.
Племя — сообщество, в котором проживают сотни людей, лично знакомых друг с другом. Несколько десятков семей объединены в кланы, которые обмениваются брачными партнерами. Племени требуется больше продовольствия и, как правило, они занимаются земледелием и/или скотоводством, лишь некоторые племена, живущие в благоприятных природных условиях, продолжают заниматься собирательством (например, японские айны). Племена ведут в основном оседлый образ жизни, за исключением некоторых племен центральноазиатских скотоводов, вынужденных перегонять скот с зимних пастбищ на летние. Для племен характерно относительное равенство, незначительная экономическая специализация, слабое политическое руководство и принятие решений всеми членами сообщества.
Автор неоднократно наблюдал собрания племен в Новой Гвинее: сотни человек сидят на земле, и каждый имеет возможность высказаться, в результате чего принимается общее решение. В таких племенах есть «большой человек», который достигает своего положения благодаря характеру и силе убеждения, однако он не обладает легитимной властью. В книге упоминаются живущие ныне племена инупиатов с Аляски, южноамериканских индейцев яномамо, афганских киргизов, народность каулонг из Новой Британии, а также дани, дариби и форе из Новой Гвинеи.
Первые 7 дней доступа — бесплатно.