О том, как использовать пятнадцать оригинальных видов мышления.
В современной среде, переполненной информацией, мнениями и отвлечениями, легко попасть в ловушку поверхностного мышления. Мы часто полагаемся на предвзятые представления и предубеждения вместо того, чтобы мыслить глубоко, учитывать нюансы и переключаться между перспективами. Люди склонны рассматривать хорошее мышление как дар, который нельзя контролировать. Однако мы можем развивать мышление, практикуя ментальные упражнения. В системе образования приоритет отдается запоминанию и повторению ранее существовавших истин, а не воспитанию способности мыслить самостоятельно и оригинально.
В книге «Как мыслить эффективнее» рассматривается пятнадцать типов мышления, включая стратегическое, философское, «безумное», скептическое, эмпатическое, «читательское» и даже «завистливое». Каждый из этих видов предлагает оригинальную перспективу для исследования окружающего мира и мира внутри нас самих.
Идея 1. Стратегическое мышление поможет вам увидеть широкую перспективу и напомнит о долгосрочных интересах, а кумулятивное мышление помогает организовать разрозненные мысли в единое повествование
Стратегия и исполнение должны дополнять друг друга, но часто они вступают в противоречие. Стратегия заключается в определении направлений, а исполнение — это действия по реализации планов. Разумно уделять достаточно времени обдумыванию того, в каком направлении стоит двигаться, но люди склонны посвящать больше времени исполнению, чем стратегии. Это предубеждение заставляет нас действовать бездумно: фокусироваться на зарабатывании денег больше, чем на прояснении того, для чего они нам нужны и как их оптимально потратить; становиться успешными, не разобравшись, что вообще значит успех; добавлять новые функции в продукт, не узнав, чего хотят клиенты. Чрезмерная преданность исполнению может привести к трагическим последствиям во всех сферах жизни и работы, когда мы настойчиво преследуем призрачные цели и обнаруживаем, что с самого начала выбрали неверные направления.
В том, что мы отдаем предпочтение исполнению, а не стратегии, нет ничего удивительного, ведь для выживания наших далеких предков важны были в первую очередь немедленные действия. Длительная концентрация на том, что не имеет непосредственного отношения к повседневности, — серьезное испытание для нашей психики. В Средние века осознание этого привело к изобретению монастырей, которые строились в уединенных местах, были величественными или нарочито аскетичными, чтобы способствовать сохранению ясности ума. Монахи должны были вести простую жизнь, носить простую одежду и избегать сплетен, злонамеренных комментариев, излишеств и страстей. Подчеркивалась важность распорядка дня, физической активности и искусства, приближающего к Богу.
Сегодня, в условиях светской культуры, мы не пытаемся избавиться от рассеянности, чтобы приблизиться к Богу. Однако у нас есть цели и намерения, которые выходят за рамки сиюминутных интересов, мы так же, как люди прошлого, задумываемся о смысле нашей жизни. Поэтому нам нужны правила, которые помогут противостоять отвлечениям и позволят уделять достаточно внимания стратегическому мышлению. Мы можем избегать аскетизма средневековых монахов, но все же найти способы поддерживать контакт со своими приоритетами и долгосрочными интересами. Для этого посвящайте по крайней мере 20% времени размышлениям над глубокими вопросами, прежде чем погрузиться в рутинную работу. Также необходимо осознать собственную склонность к рефлексивному мышлению и вовлечению в проекты без понимания, зачем это нужно и что это даст в долгосрочном плане. Необходимо отказаться от культа вечной занятости и иллюзии востребованности, понять, что внутренняя работа важна не менее, чем внешняя. Наконец, нам нужно быть добрыми к самим себе и признать дискомфорт, который возникает, когда мы пытаемся мыслить стратегически.
Второй тип мышления, кумулятивное, тоже служит нашим долгосрочным интересам. Наш разум вырабатывает свои лучшие мысли не за один присест, а урывками. Мыслительный процесс прерывист, он требует отдыха и времени. Мы часто не осознаем этого, когда сталкиваемся с мыслями выдающихся людей, предполагая, что они результат мгновенного озарения, тогда как на самом деле это плод напряженной и долгой работы. Некоторые могут прийти в отчаяние, осознав, что их мысли бессистемны, и оставить попытки создать что-то ценное. Однако застревание — это вполне естественный процесс развития идей. Так, рукописи такого плодотворного писателя, как Марсель Пруст, раскрывают множество слоев изменений, заметок, напоминаний. В процессе работы он перемещал части текста, вычеркивал куски, пересматривал и отвергал идеи, потом снова брал их в работу. Произведения Пруста собирались в течение многих лет, а не рождались в спонтанном творческом порыве.
Самый простой и важный инструмент кумулятивного мышления — записная книжка. Наш мозг не может запомнить все, что важно, поэтому нам нужен «второй мозг» для хранения мыслей. Записная книжка становится нашим продолжением и может подсказать больше, чем мы способны вспомнить в конкретный момент. Когда мы записываем и пересматриваем свои идеи, мы можем увидеть неожиданные связи между ними. Мы также можем вернуться к старым идеям даже годы спустя и дополнить их, что поможет прояснить и глубже понять наши собственные мысли.
Идея 2. Искусство «ловить бабочек» и независимое мышление: позвольте своему уму блуждать и исследовать новые идеи, но при этом будьте уверены, что можете думать самостоятельно и подвергать сомнению устоявшиеся убеждения
Одна из досадных особенностей человеческого разума заключается в том, что важные мысли, как правило, ускользают от нас. Многие мыслители отмечали эту тенденцию. Владимир Набоков сравнивал идеи с бабочками: необходимо терпеливо ждать, пока они не сядут на сачок осознания. Писательница Вирджиния Вульф восхищалась способностью Марселя Пруста ловить мысли-бабочки и превращать их в слова.
Причина, почему мы не можем поймать и удержать свои прозрения, заключается в том, что они вызывают сильную тревогу, ведь новая и значимая идея означает необходимость поставить под сомнение знакомое и комфортное. Когда «бабочка» садится на сачок, мы паникуем, и она улетает. Новые идеи угрожают нашему ментальному статус-кво и могут резко расходиться с имеющимися обязательствами и привычками.