О связи боли и удовольствия и о роли страдания в осмысленной жизни.
Мы быстро забываем, что в жизни есть страдания, когда все идет хорошо. Но время от времени наше блаженство нарушается внезапной болью в том или ином участке тела. Или эмоциональным расстройством из-за случайной неловкости или неприятностей на работе. В основном люди стараются избегать огорчений и держаться подальше от того, что не доставляет радости. Однако мало кто знает, что боль и страдания в определенных дозах и в правильных обстоятельствах могут пойти на пользу.
Автор книги, известный психолог-исследователь Пол Блум, указывает, что всех нас так или иначе тянет к разным видам негативного опыта. Одни любят фильмы, заставляющие плакать или кричать от страха, слушать печальные песни, бегать марафоны, заниматься скалолазанием или надрываться в спортзале.
Психологи считают, что правильный вид боли может впоследствии усилить удовольствие. Боль, которую мы испытываем добровольно и контролируем, может отвлечь от тревог и помочь стать лучше. Мы можем страдать ради общественного блага, терпеть боль, чтобы продемонстрировать «крутизну» или, наоборот, причиняя себе боль, подать сигнал о помощи.
Благополучно пережитые страх и печаль впоследствии могут принести моральное удовлетворение, привести к радостям мастерства, помочь войти в состояние потока.
В современной жизни людей часто мучает чувство, что им чего-то не хватает, что-то их тревожит. Важные проекты, которые сопровождаются болью, усилиями и борьбой, могут стать лекарством от смутного чувства тревоги и неудовлетворенности.
Страдания бывают избранными, то есть добровольными, имеющими какую-то цель, и неизбранными, когда обрушиваются на человека внезапно и помимо его воли. Источниками удовольствия могут стать только избранные страдания, даже если они связаны с болью, страхом и печалью. Осмысленная жизнь не может включать одни удовольствия. Некоторые формы избранных страданий необходимы для достижения высших целей для полноценной жизни.
Идея 1. Есть два вида избранной боли или страданий — один может стать источником удовольствий, другой — источником смысла
Первый — это острая пища, страшные фильмы, грубый секс, тяжелая физическая нагрузка и прочее. Такие ощущения могут доставлять удовольствие, усилить приятные впечатления в будущем, удовлетворить любопытство, улучшить фигуру. Второй вид избранных страданий требует усилий и терпения: занятия опасным спортом вроде альпинизма, марафонского бега и воспитания детей. Проще говоря, есть страдание ради удовольствия и страдание ради смысла. Тренируясь ради марафона, мы готовы к тому, что наши тяжелые усилия могут и не принести результата, и все же вступаем в соревнование. Иногда мы выигрываем, иногда проигрываем. Но никто не стал бы участвовать в соревнованиях, зная, что никогда не проиграет. Всемогущество, как правило, скучно.
Блум приводит эпизод из «Сумеречной зоны», где умерший гангстер просыпается, как ему кажется, в раю. Там есть все: деньги, власть, секс, нет никакой борьбы, лишь сплошные удовольствия. Но с каждым днем ему становится все скучнее, он все больше разочаровывается и наконец просится в ад, говоря, что ему не место на небесах. Ему отвечают, что он и так в аду.
Мы вынуждены терпеть определенную боль и дискомфорт, если хотим чего-то добиться. Ложимся под нож хирурга, чтобы избавиться от давнего заболевания, сидим в приемных госучреждений по какому-нибудь делу, мерзнем на ветру по дороге на работу. Боль — это часть борьбы, терпя ее, мы в будущем получаем преимущества.
Трудно представить себе жизнь без боли, по крайней мере, физической, но такое возможно. Есть люди с врожденной анальгезией: они понимают, что ударились, или их пырнули ножом, но ничего не чувствуют. Их мозг не воспринимает эти ощущения как боль, и потому они не стремятся их избегать. Казалось бы, не чувствовать боли — это подарок судьбы, но люди с анальгезией редко доживают до 20 лет — они не умеют предотвращать травмы и избегать опасных ситуаций.
Есть и другой симптом, более редкий и загадочный, — болевая асимболия. Люди чувствуют боль и описывают ее, но не считают ее неприятной или непереносимой. Они готовы участвовать в медицинских испытаниях и болезненных опытах, от которых обычные люди отказываются. Свои ощущения они описывают как «немного больно, но вполне терпимо». Боль беспокоит их гораздо меньше, чем здоровых людей. Эти два симптома можно сравнить с анальгетиками. Есть лекарства, обеспечивающие полную анестезию, и те, которые просто смягчают боль.
Можно сравнить асимболию с переживаниями в повседневной жизни. Человек стал ощущать тупую боль в левой верхней части груди, отдающую в руку. Он идет к врачу, опасаясь, что это проблемы с сердцем, но врач заверяет его, что все дело в воспалении мышц, которое скоро пройдет. Когда исчезнет страх, боль перестанет ощущаться как сильная.
Если в реальном мире вы внезапно встретитесь с настоящим тигром, который может вас атаковать, вы испытаете ужасный страх, и это будет негативным опытом. Любой человек знает, что тигр может убить или искалечить. Но если встреча с тигром происходит в виртуальной реальности, где риска нет, будет тоже страшно, но по-другому, скорее забавно. За такой опыт, не связанный с реальной угрозой, люди даже готовы платить. Об этом говорят дома с привидениями и фильмы ужасов. Чем больше страха зрители испытывают, тем больше удовольствия получают.
То же самое происходит и с гневом, и с печалью. Разгневанные переговорщики более успешны, чем более спокойные, и, как правило, они побеждают. Многие любят грустные песни: это помогает испытывать печаль в безопасном контексте, иметь над ней контроль. Даже люди, пережившие любовную драму, которые, казалось бы, должны обходить стороной все, что растравляет их рану, с удовольствием слушают грустные песни: помимо печали, они испытывают облегчение, понимая, что не одиноки в своих страданиях, что кто-то чувствует то же самое, что они.
Так что боль может быть и полезной, и приятной. На самом деле негативные и позитивные переживания, по мнению автора, не являются противоположными. Все зависит от человеческой способности интерпретировать опыт и реагировать на него.