Об истории взлета и падения компании Uber и ее руководителя Трэвиса Каланика.
Историю компании Uber принято рассматривать как историю стремительного и успешного стартапа, предмета зависти многих предпринимателей. Путь Uber не был усыпан розами: принцип его работы был непривычным, для многих — незаконным, затрагивал корпоративные интересы и заставлял нервничать профсоюзы водителей. Тем не менее сегодня Uber успешно действует во многих странах вопреки всему. Это стало возможным во многом благодаря Трэвису Каланику, его решительности, готовности идти на риск и конфронтацию, действовать на грани закона, а часто — и за ее пределами. Так, например, когда Uber пытался внедриться в какой-нибудь город, городские власти возражали, опасаясь гнева профсоюза таксистов. Тогда Uber открывался самовольно, не дождавшись согласия чиновников. Регуляторы пытались отлавливать водителей Uber, но обычно терпели неудачу — недаром Каланик нанимал на работу отставных сотрудников АНБ, ЦРУ и ФБР. Эти специалисты, помимо прочего, разрабатывали сложные системы, чтобы идентифицировать потенциальных регуляторов, следить за ними и запрещать им заказывать машины Uber благодаря строке кода в приложении.
Один из таких фрагментов кода под названием Greyball, прикрепленный к учетной записи пользователя Uber, мог индентифицировать человека как потенциальную угрозу (это мог быть полицейский, регулятор или сотрудник транспортной службы). Такому человеку никогда не удавалось вызвать машину Uber, и доказать что-либо было невозможно. Такая история случилась в Портленде, но стала известной только через три года после появления там Uber, когда все уже к нему привыкли и законодательные тонкости были улажены. Каланик и его единомышленники не видели в такой тактике ничего плохого. У компании был список ценностей, в который входил пункт «Принципиальная конфронтация». Это означало, что в борьбе со старыми отжившими и коррумпированными системами все средства были хороши, что можно нарушать закон, если этот закон никуда не годится. Постепенно люди привыкнут к новшеству, поймут, что новая система куда удобнее старой, и все забудется. В какой-то мере в случае с Uber все так и оказалось, и все же будущее компании не представляется автору безоблачным.
История Uber неотделима от Трэвиса Каланика. Она о быстром развитии технологий и сломе старых систем, а также о внесении хаоса в отлаженные трудовые системы и отношения между водителями и городскими властями. Книга Айзека рассказывает об этом и многом другом: об ошибках Каланика, построении сексистской корпоративной культуры, пренебрежения пользовательскими данными и уверенности в собственной непогрешимости.
Слепое доверие и поклонение лидеру успешного стартапа может сыграть с компанией злую шутку, если лидер получает неограниченные денежные ресурсы и часто пренебрегает законом в борьбе с конкурентами или потенциальными соперниками внутри. Последнее привело к склокам, раздорам и сутяжничеству, Uber потерпел большие убытки и уступил долю рынка конкурентам, стал предметом федеральных расследований, а многие инвесторы и сотрудники разуверились в его перспективах.
Uber, по мнению автора, — типичная компания-единорог, стремительно взлетевшая к успеху и заработавшая миллиарды долларов, в какой-то степени изменившая мир. Но необдуманные решения ее лидера, его вызывающее поведение и жадность поставили ее на грань катастрофы. В названии книги заключена игра слов. С одной стороны, «Super Pumped» означает большой энтузиазм, человека «на низком старте» — качество, которое Каланик очень ценил в людях. В то же время «супернакачанность» — это характеристика стартапа, который инвесторы активно «накачивают» деньгами, веря в его успех. Но успех может оказаться иллюзорным.
Идея 1. Одна из главных ценностей Uber — «супернакачанность» — энтузиазм его сотрудников
Многие из сотрудников Uber до работы на компанию были обычными школьными ботаниками, а в колледжах — рядовыми студентами, далекими от светской жизни и богатства. Спустя несколько лет работы на Uber, когда доход компании взлетел на невиданную высоту, всех сотрудников щедро вознаградили: Каланик оплатил корпоративную поездку в Лас-Вегас, где им забронировали отели, вручили кредитки с деньгами на развлечения, помимо того, что вся еда и выпивка были бесплатными. В завершение праздника спела Бейонсе, вместе с мужем (Джей Зи) приглашенная на торжество. Джей Зи объявил, что теперь он один из инвесторов Uber. Могли ли вчерашние выпускники технических колледжей мечтать о том, что на их праздник придет мировая суперзвезда, а ее муж станет инвестировать в их корпорацию?
Приложение для смартфонов, которое создали сотрудники Uber, принесло им огромное богатство. Теперь им были доступны дорогое жилье, поездки в любую часть света, потому что компания очень быстро, буквально в одночасье, превратилась в единорога — то есть его оценка перевалила за миллиард. Успех Uber вдохновлял его сотрудников, 20-летних вчерашних студентов, мечтающих о собственных стартапах, которые тоже когда-нибудь станут единорогами. Каланик на первых порах был для них образцом для подражания.
И не только для сотрудников Uber — СМИ вовсю превозносили образ молодых гениев, вызывавших зависть и восхищение. Но это был поверхностный взгляд. Никто из журналистов до поры до времени толком не вникал в то, что происходит внутри таких компаний — слишком уж они были очарованы. А между тем внутри технологических компаний процветало женоненавистничество, росло экономическое и социальное неравенство между молодыми талантливыми технарями и простыми смертными.
Венчурные капиталисты готовы были вкладывать в талантливые стартапы, в надежде найти следующего Цукерберга, Пейджа или Джобса. Все больше денег стекалось в Силиконовую долину, чтобы идеи молодых технократов могли их приумножить. А лидеры будущих единорогов требовали от инвесторов полной свободы, не желая укладываться в графики, соблюдать планы и считаться с теми, кто помогал им подняться.
Благодаря этим легким деньгам в корпорациях появился культ основателя, когда человека боготворили только за то, что он был генеральным директором. А лидер, в частности Каланик, требовал преданности, полной самоотдачи, когда люди работали по 12 часов в день ради процветания компании. Он называл это супернакачанностью. И люди готовы были к такой супернакачке: многие искренне считали, что такие как Каланик, обновляют жизнь, делают ее лучше, проще, логичнее, удобнее.