О том, как сказываются психические травмы предыдущих поколений на потомках и как с этим бороться.
По убеждению автора книги, Галит Атлас, каждая психическая травма передается от одного поколения к другому, которое воспринимает ее как свою собственную. Это своеобразное эмоциональное наследие, скрытый опыт, который передали нам бабушки и дедушки, тайно влияющий на нашу жизнь.
После Второй мировой войны психоаналитики и психологи заинтересовались влиянием травмы на следующее поколение. Многие из них было евреями, бежавшими от нацистов, а их пациенты пережили Холокост. Позднее к ним начали приходить потомки переживших травму, дети, в сознании которых странным образом отразилась боль их предков.
Впоследствии неврологические исследования подтвердили предположения психоанализа, что травмы выживших, даже те, о которых они никому не рассказывали, влияют на жизнь их потомков. Недавно начала развиваться эпигенетика — раздел генетики, в котором изучается, как поведение и среда влияют на работу генов. В частности, анализируется, как изменяются гены у потомков переживших травму, какой химический след оставляет травма в генах человека и как он передается следующему поколению.
Так, было установлено, что у потомков переживших Холокост более низкий уровень кортизола, помогающего организму восстановиться после травмы. Они в целом имеют другой уровень гормонов стресса, чем их ровесники, и больше расположены к тревожным расстройствам. Физически здоровые потомки переживших Холокост, людей, побывавших в плену, ветеранов войны и родителей, которые перенесли серьезную травму, больше подвержены ПТСР после травмирующих событий или происшествий, в которых они участвовали или наблюдали. Будто гены потомков меняются, чтобы подготовить детей к опасной среде, в которой когда-то находились их родители, чтобы помочь им выжить. Но она не помогает, а вредит, делая уязвимыми для травмы предков.
Мы наследуем семейные травмы, даже если никогда о них не слышали. Эти призрачные переживания, последствия непроработанной травмы родителей, влияют на нашу жизнь, и мы не всегда понимаем, в чем дело. Чтобы избавиться от них, нужно найти причины.
Идея 1. Загоняемая в подсознание травма накладывает отпечаток не только на нашу жизнь, но и на жизнь наших детей и внуков
Автор одно время работала с 8-летней пациенткой Ларой, бабушка которой, Маша, обвинила ее старшего брата Итана в том, что он домогается сестру. Никто не мог в это поверить: ни домашние, ни комиссия по делам несовершеннолетних, которая расследовала обращение Маши. За несколько лет она завалила своими жалобами все инстанции. Лара и Итан все отрицали. После бесконечных комиссий Лара отказалась ходить в школу. В дружной семье все перестали друг другу доверять. Мать Лары разрывалась между Итаном, который был ей приемным сыном, и матерью — Машей. Постоянное напряжение в семье закончилось разводом. Затем семья переехала, и автор потеряла с ними связь.
Спустя 19 лет уже взрослая Лара пришла навестить Атлас. Ей по-прежнему не давало покоя прошлое. Почему ее бабушка оговорила ее брата? После развода мать Лары с тяжелым расстройством психики попала в больницу, и Лару отдали бабушке. Бабушка проявила себя очень хорошо: заботилась о Ларе, интересовалась ее жизнью и учебой, помогла поступить в колледж, а затем — в аспирантуру.
Лара снова начала посещать Атлас как пациентка. На одном из сеансов она вспомнила, что когда ей исполнилось 12 лет, бабушка собралась коротко ее подстричь, как мальчика. Мама возмутилась и сказала, что не позволит ничего подобного. Хватит и того, что бабушка обстригла ее саму в 12 лет, мотивируя это тем, что волосы будут лучше расти. Она явно хотела, чтобы Лара была похожа на мальчика. Кроме того, после развода родителей бабушка Маша больше никогда не обвиняла Итана в приставаниях к сестре. Она вообще перестала поднимать эту тему.
Автор посоветовала Ларе расспросить бабушку о ее детстве, чтобы найти ответы на вопросы, которые мучают ее саму.
Бабушка согласилась поговорить о детстве, и Лара узнала, что она выросла в многодетной небогатой семье, где родители были заняты насущными заботами и не уделяли детям достаточно внимания. Кроме того, они были строгими. Однажды ночью Маше, бабушке Лары, приснился страшный сон. Она побоялась беспокоить маму и забралась в кровать к любимому старшему брату. Он поцеловал ее. Потом он уже сам приходил к Маше в постель, и она делала вид, что спит.
Ей казалось, что ничего плохого не происходит — ведь он был нежен и ласков с ней. Утром они вели себя как обычно. Но когда ей исполнилось 13 лет и начались месячные, мать сказала ей, чтобы она больше не пускала брата в свою постель. Она все знала и молчала. Маша никому об этом никогда не рассказывала. Травмирующее воспоминание осталось у нее в подсознании, и когда Итан и Лара подросли, ей стало казаться, что брат непременно будет ее домогаться. Она хотела подстричь Лару, чтобы сделать ее менее привлекательной, похожей на мальчика, чтобы она не будила в мужчинах желание.
После рассказа бабушки Ларе стало легче. Она поняла, что бабушка не проработала собственную травму, загнала ее в подсознание, и это тяжело отразилось на всей семье. От уверенности бабушки, что над Ларой надругался собственный брат, семья постепенно разрушилась, а Лара становилась все более подавленной, будто переживая сдерживаемые чувства своей бабушки. Маша сказала Ларе, что не хранила секрет специально, она просто постаралась забыть обо всем, и он хранился сам по себе.
Переживания по поводу инцеста и сексуального насилия и их влияние на следующее поколение трудно исследовать. Они кажутся слишком запутанными и иррациональными. Но необходимо переработать этот опыт самим и помочь это сделать другим. Тогда эти подавленные переживания исчезнут, как тень при ярком свете.
Идея 2. Травмирующие события, которые случились с одними людьми, могут создать так называемую вторичную травму для других людей
Тревожные картинки или сообщения воспроизводят травмирующее событие и ранят тех, кто не переживал его непосредственно.
Те, кто оказался в Израиле, выжив в Холокосте, не говорили о том, что с ними произошло. Только многие годы спустя беседы о Холокосте, в том числе с детьми, стали частью еврейской культуры. Принято считать, что соприкосновение с Холокостом для ребенка будет его воспитывать, но это не только воспитание, но и травма.