Об особом методе ведения заметок и организации записей, который помогает создавать собственную систему знаний, лучше запоминать информацию и ориентироваться в ней.
Метод, о котором рассказывает автор книги, писатель и учёный Сонке Аренс, называется «Zettelkasten» (произносится как «Цеттелькастен», иногда встречается «Зеттелькастен»). В переводе с немецкого «Zettelkasten» означает «картотека» или «картотечный ящик». Автор метода — немецкий социолог Никлас Луман, известный тем, что за свою карьеру написал более 70 книг и 250 статей. Также он известен созданием системной теории общества, изложенной во всеобъемлющем труде «Общество общества».
Сам Луман часто упоминал свою систему работы с информацией, свой «второй мозг» — базу данных, которую он вел и расширял всю жизнь. Несмотря на то что Луман никогда не делал тайны из своей системы и рекомендовал ее использовать другим, она не была достаточно хорошо известна в англоязычной среде. Сонке Аренс, сам убедившись в эффективности системы, решил это исправить и познакомить широкую аудиторию с принципами организации информации, лежащими в основе метода Лумана.
Большинство людей так или иначе делают заметки — мы создаем списки дел, пишем посты в соцсетях, выписываем цитаты. Мы много пишем, когда учимся, исследуем, ведем конспекты лекций и книг, мы делаем записи, когда хотим что-то запомнить или когда испытываем потребность собраться с мыслями. Любое интеллектуальное испытание требует записей.
Есть много пособий о том, как писать, как улучшить стиль письма, как выстроить сюжет, как создавать коммерческие или научные тексты. Есть немало мотивирующих пособий, посвященных тому, как полезно вести дневник или как справиться со страхом чистого листа. Однако очень мало внимания уделено тому, как организовывать ежедневные заметки, которые часто остаются разрозненным набором идей. Эта хаотичность характеризует и наше мышление — оно остается таким же набором разрозненных элементов: что-то где-то слышали, что-то где-то читали, но что именно, где конкретно и с чем это может быть связано, мы не помним. Система Zettelkasten помогает это изменить.
Идея 1. Новый метод организации записей помог Луману добиться впечатляющих результатов
Никлас Луман (1927 — 1998), один из самых известных социологов, родился в семье немецкого пивовара. Он получил юридическое образование, некоторое время работал государственным служащим, а по вечерам после работы читал и занимался исследованиями в области социологии, философии и организационной теории. Когда он сталкивался с чем-то примечательным или думал о прочитанном, он, как многие, делал пометку, заметку или писал комментарий на полях книги. Вскоре он понял, что такие заметки ни к чему не приводят и ничего не дают — в них невозможно ориентироваться, очень сложно найти нужную идею, они остаются разрозненным набором элементов.
Он решил усовершенствовать метод ведения заметок и взял за основу библиотечную картотеку. На отдельной карточке он записывал идею, указывал ее источник и размещал в картотеке. Он не сортировал карточки по алфавиту или по теме, а давал каждой карточке свой номер. Он понял, что ценна не только заметка сама по себе, но и ее контекст — то, откуда была взята идея, какие идеи ее дополняют, какие с ней связаны, какие ее развивают или опровергают. Заметкам необходима связь, которой нет в обычной картотеке, сгруппированной по алфавиту или по темам. Луман стал делать пометки на каждой карточке, указывая с какими карточками она связана по смыслу. Когда он находил идею, дополняющую уже содержащуюся в картотеке, он располагал ее за этой карточкой, используя поднумерацию. Например, первоначальная идея была обозначена номером 54, тогда дополняющая идея указывалась под номером 54/1. Если он находил идею, дополняющую идею 54/1, то мог дать ей номер 54/1а. Его картотека идей со временем разрослась (в ней было около 90 тысяч карточек), она стала его собеседником, помогала ему структурировать и развивать мысли, обеспечивала нужной информацией.
Метод работы Лумана внес значительный вклад в его академический успех. Когда Луман передал одну из своих рукописей известному социологу Гельмуту Щелски, тот был так впечатлён ей, что связался с Луманом и предложил ему стать профессором социологии в недавно основанном университете Билефельда. Однако у Лумана не было ни формальной квалификации, ни докторской степени для того, чтобы занять этот пост. Многие бы посчитали предложение лестным, но отклонили бы его из-за отсутствия ученой степени. Однако Луман принял предложение — менее чем за год (во многом благодаря своей картотеке) он подготовил докторскую и абилитационную диссертации и вскоре стал профессором социологии в Билефельдском университете.
Луман не делал из своей техники работы секрета. Более того, он часто объяснял ею свою производительность, однако многие отвергали это объяснение, считая, что так он скромно преуменьшает свою гениальность.
Идея 2. Метод Лумана позволяет устанавливать связи между идеями, развивать цепочки мыслей и работать по принципу «снизу вверх»
У Лумана было две картотеки:
Первая — библиографическая. В ней он размещал ссылки на источники и краткие заметки о содержании литературы, которую он прочитывал.Вторая — основная. В ней он собирал собственные идеи, возникавшие в процессе работы. Записи он делал на карточках, которые хранились в деревянных ящиках.
Таким образом, его работа состояла из нескольких этапов.
Когда он что-то читал и находил интересные идеи, он записывал библиографическую информацию на одной стороне карточки и делал краткие заметки, раскрывающие идеи, на другой стороне. Эти заметки попадали в библиографическую картотеку.
На втором этапе он просматривал эти заметки и размышлял об их значении для собственной работы и развития собственных идей. Затем он обращался к основной картотеке и записывал свои идеи, комментарии и мысли на новых листках бумаги, используя только по одному для каждой идеи и ограничиваясь одной стороной листа, чтобы не извлекать карточки из коробки при прочтении. Обычно он делал записи достаточно краткими, умещая одну идею на одном листе, но иногда добавлял еще одну заметку, чтобы расширить мысль. В то же время стиль написания не особенно отличался от его итоговых работ — он записывал идеи полными и продуманными предложениями. Он не копировал формулировки, а объяснял их своими словами, стараясь сохранить исходное значение.