Найти идею . Введение в ТРИЗ — теорию решения изобретательских задач

1986
Краткое содержание книги
Читается за 30 минут, оригинал — 11 ч

В мире ежегодно выпускается огромное количество книг. Многие становятся популярными, некоторые из них занимают первые строчки в рейтингах продаж. Впрочем, c годами бестселлеры, как правило, теряют свою популярность.

Гораздо меньше книг становятся настоящими вехами и открывают двери в принципиально новую отрасль знаний. Пожалуй, за всю историю человечества их можно насчитать всего несколько сотен, максимум пару тысяч. 

Труд Генриха Альтшуллера безусловно является такой эпохальной работой, и даже более — стоит особняком среди лучших. Только вдумайтесь: на дворе уже 2018 год. В последние десятилетия наука и техника эволюционируют с невиданной ранее скоростью. Нам уже сложно читать книги из детства. Учебники постоянно переписываются, ведь фундаментальные открытия все время перекраивают картину мира. А книга, написанная в 1986 году и посвященная технической стороне нашего мира, не устаревает до сих пор. Но как это возможно? Ведь те задачи, решению которых она посвящена, наверняка уже давно решены!

Дело в том, что перед вами не методичка «Решайте задачи типа X так, а типа Y эдак». ТРИЗ направлен в первую очередь на раскрепощение сознания, на развитие воображения — и на обучение изобретательству как науке. Как преодолеть психологическую инерцию, как вырваться из плена устаревших представлений о мире, как стремиться к идеалу и достигать его — обо всем этом и рассказывает «Найти идею. Введение в ТРИЗ». 

Эта книга пригодится, даже если вы никогда не стремились стать новым Эдисоном или Теслой. Она будет полезна всем, кто сталкивается в работе и жизни с необходимостью находить новые решения. Она позволяет понять, что открытие — это не что-то, доступное лишь особым умам, пользующимся прямой связью с Создателем. Генрих Альтшуллер доказал, что процессом изобретения можно овладеть и пользоваться для решения стоящих перед вами вопросов.

Добро пожаловать в мир дерзких и гениальных идей!

1. Способы, которые не работают

1.1. Как правило, процесс решения изобретательской задачи оканчивается неудачей, обрываясь на стадии эксперимента или создания опытного образца.

Это происходит из-за того, что для решения изобретательской задачи чаще всего используется малоэффективный метод проб и ошибок. Этот метод годится для решения простых задач, но сбоит там, где для достижения результата требуется перебрать тысячи вариантов: изобретателю может не хватить упорства, среди такого множества вариантов сложно  распознать верное решение, да и повторяемость успешных решений тоже под вопросом (если один раз «осенило», не факт, что «осенит» в будущем). Получается, что метод требует больших затрат времени и сил, но при этом не дает увидеть новые задачи и потребности.


1.2. Нельзя сказать, что метод проб и ошибок вообще не развивался со временем. Во-первых, современные изобретатели лучше фильтруют возможные варианты — впрочем, это помогает лишь с решением типовых задач и затрудняет решение задач необычных, требующих нетривиального подхода. Во-вторых, в наше время вещественные эксперименты стали заменять на мысленные — это намного быстрее, но возможны психологические помехи, да и побочных открытий при мысленном эксперименте ожидать не приходится. В-третьих, несовершенство метода пытаются компенсировать, передавая задачу коллективу, — однако это тоже не гарантирует решения. 

Альтшуллер приводит показательный эксперимент: двум группам (в одной было 19 инженеров, из них 11 металлургов, в другой — 8 инженеров и 12 студентов) дали задачу, связанную с металлургией, и ряд возможных решений. Требовалось отметить варианты, которые стоит проверить, и варианты явно бредовые, которые проверять не стоит. Первая группа придерживалась строго традиционных вариантов, вторая была более склонна к экспериментам, однако правильный ответ сочли слишком «диким» обе группы.


1.3. Поскольку метод проб и ошибок явно был неэффективен, со временем предлагались различные варианты его модификации, в частности, методы активизации перебора вариантов. Один из них — морфологический анализ, известный еще  с XIII века. С помощью морфологического анализа изобретатель создает таблицу и пытается охватить в ней все возможные варианты. К плюсам этого метода можно отнести большое количество комбинаций, к минусам — невозможность выделить оптимальный вариант.

Так, если по горизонтали мы запишем 20 материалов (металл, дерево, бумага...), а по вертикали вид упаковки (жесткая, гибкая, реечная...), то в итоге получим 400 вариантов упаковки. 


1.4. Другой метод активизации — мозговой штурм: группа людей генерирует идеи, причем во время генерации критиковать запрещено, а самые «безумные» варианты, наоборот, поощряются. В таких условиях возникает атмосфера вдохновения, когда идеи могут идти напрямую из подсознания. По окончании штурма идеи записывают и передают экспертам для обработки и отбора. 

Плюсы метода очевидны, однако есть и минусы. Без критики невозможно выяснить недостатки идеи. Чтобы смягчить это противоречие, Уильям Гордон, создатель метода синектики, предложил работу в постоянных группах — там люди оказываются менее чувствительны к критике. Кроме того, в группе улучшается взаимопонимание и наращивается опыт. А наличие руководителя делает процесс менее стихийным.

Синектика (от греческого «sync» — «объединение разнородных элементов») —  метод группового нахождения творческих решений, с использованием неограниченного воображения и объединения несовместимых элементов.


1.5. Согласно методу синектики, существует два механизма творчества: «неоперационные процессы» (вдохновение, интуиция) и «операционные процессы» (использование аналогий); обучение вторым ведет к активизации первых и общему повышению продуктивности. Также важным условием является уточнение первоначальной задачи: может оказаться, что на самом деле в условии скрывается несколько задач. 

Продолжение — на Smart Reading
Зарегистрируйтесь на Smart Reading и получите доступ к этому и ещё 800 пересказам нонфикшен-книг. Все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Фрагмент озвучки:
Первые 7 дней доступа — бесплатно.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Аудиокнига

Найти идею. Вве­де­ние в ТРИЗ – тео­рию реше­ния изоб­ре­та­тель­ских задач
Аудиокнига. 13 ч 7 мин. Читает Алекс Лайт.
Бесплатный отрывок:
Купить
459 ₽, ЛитРес
Алекс Лайт
13 ч 07 мин

Электронная книга

Найти идею. Вве­де­ние в ТРИЗ – тео­рию реше­ния изоб­ре­та­тель­ских задач
Вы держите в руках книгу по теории изобретательства, которая была впервые опубликована в 1986 году. Нужна какая-то особая причина, чтобы практически в неизменном виде публиковать работу более чем через 20 лет после ее первого издания. Такая причина есть, и не одна. Во-первых, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) ни капли не устарела. Исследователи из разных стран мира много раз подтверждали, ...

Читайте также