Найти идею. Введение в ТРИЗ — теорию решения изобретательских задач

1986
Краткое содержание книги
Читается за 27 минут, оригинал — 11 ч

Введение

В мире ежегодно выпускается огромное количество книг. Многие становятся популярными, некоторые из них занимают первые строчки в рейтингах продаж. Впрочем, c годами бестселлеры, как правило, теряют свою популярность.

Гораздо меньше книг становятся настоящими вехами и открывают двери в принципиально новую отрасль знаний. Пожалуй, за всю историю человечества их можно насчитать всего несколько сотен, максимум пару тысяч.

Труд Генриха Альтшуллера безусловно является такой эпохальной работой, и даже более — стоит особняком среди лучших. Только вдумайтесь: на дворе уже 2018 год. В последние десятилетия наука и техника эволюци­онируют с невиданной ранее скоростью. Нам уже сложно читать книги из детства. Учебники постоянно переписываются, ведь фундамен­тальные открытия все время перекраивают картину мира. А книга, написанная в 1986 году и посвященная технической стороне нашего мира, не устаревает до сих пор. Но как это возможно? Ведь те задачи, решению которых она посвящена, наверняка уже давно решены!

Дело в том, что перед вами не методичка «Решайте задачи типа X так, а типа Y эдак». ТРИЗ направлен в первую очередь на раскрепощение сознания, на развитие воображения — и на обучение изобрета­тельству как науке. Как преодолеть психоло­гическую инерцию, как вырваться из плена устаревших представлений о мире, как стремиться к идеалу и достигать его — обо всем этом и рассказывает «Найти идею. Введение в ТРИЗ».

Эта книга пригодится, даже если вы никогда не стремились стать новым Эдисоном или Теслой. Она будет полезна всем, кто сталкивается в работе и жизни с необходимостью находить новые решения. Она позволяет понять, что открытие — это не что-то, доступное лишь особым умам, пользующимся прямой связью с Создателем. Генрих Альтшуллер доказал, что процессом изобретения можно овладеть и пользоваться для решения стоящих перед вами вопросов.

Добро пожаловать в мир дерзких и гениальных идей!

1. Способы, которые не работают

1.1. Как правило, процесс решения изобрета­тельской задачи оканчивается неудачей, обрываясь на стадии эксперимента или создания опытного образца.

Это происходит из-за того, что для решения изобрета­тельской задачи чаще всего используется малоэффективный метод проб и ошибок. Этот метод годится для решения простых задач, но сбоит там, где для достижения результата требуется перебрать тысячи вариантов: изобретателю может не хватить упорства, среди такого множества вариантов сложно распознать верное решение, да и повторяемость успешных решений тоже под вопросом (если один раз «осенило», не факт, что «осенит» в будущем). Получается, что метод требует больших затрат времени и сил, но при этом не дает увидеть новые задачи и потребности.

1.2. Нельзя сказать, что метод проб и ошибок вообще не развивался со временем. Во-первых, современные изобретатели лучше фильтруют возможные варианты — впрочем, это помогает лишь с решением типовых задач и затрудняет решение задач необычных, требующих нетриви­ального подхода. Во-вторых, в наше время вещественные эксперименты стали заменять на мысленные — это намного быстрее, но возможны психоло­гические помехи, да и побочных открытий при мысленном эксперименте ожидать не приходится. В-третьих, несовер­шенство метода пытаются компенсировать, передавая задачу коллективу, — однако это тоже не гарантирует решения.

Альтшуллер приводит показательный эксперимент: двум группам (в одной было 19 инженеров, из них 11 металлургов, в другой — 8 инженеров и 12 студентов) дали задачу, связанную с металлургией, и ряд возможных решений. Требовалось отметить варианты, которые стоит проверить, и варианты явно бредовые, которые проверять не стоит. Первая группа придерживалась строго традиционных вариантов, вторая была более склонна к экспериментам, однако правильный ответ сочли слишком «диким» обе группы.

1.3. Поскольку метод проб и ошибок явно был неэффективен, со временем предлагались различные варианты его модификации, в частности, методы активизации перебора вариантов. Один из них — морфоло­гический анализ, известный еще с XIII века. С помощью морфоло­ги­ческого анализа изобретатель создает таблицу и пытается охватить в ней все возможные варианты. К плюсам этого метода можно отнести большое количество комбинаций, к минусам — невозможность выделить оптимальный вариант.

Так, если по горизонтали мы запишем 20 материалов (металл, дерево, бумага…), а по вертикали вид упаковки (жесткая, гибкая, реечная…), то в итоге получим 400 вариантов упаковки.

1.4. Другой метод активизации — мозговой штурм: группа людей генерирует идеи, причем во время генерации критиковать запрещено, а самые «безумные» варианты, наоборот, поощряются. В таких условиях возникает атмосфера вдохновения, когда идеи могут идти напрямую из подсознания. По окончании штурма идеи записывают и передают экспертам для обработки и отбора.

Плюсы метода очевидны, однако есть и минусы. Без критики невозможно выяснить недостатки идеи. Чтобы смягчить это противоречие, Уильям Гордон, создатель метода синектики, предложил работу в постоянных группах — там люди оказываются менее чувствительны к критике. Кроме того, в группе улучшается взаимопо­нимание и наращивается опыт. А наличие руководителя делает процесс менее стихийным.

Синектика (от греческого «sync» — «объединение разнородных элементов») — метод группового нахождения творческих решений, с использованием неограни­ченного воображения и объединения несовместимых элементов.

1.5. Согласно методу синектики, существует два механизма творчества: «неопера­ционные процессы» (вдохновение, интуиция) и «операционные процессы» (использование аналогий); обучение вторым ведет к активизации первых и общему повышению продуктивности. Также важным условием является уточнение первона­чальной задачи: может оказаться, что на самом деле в условии скрывается несколько задач.

1.6. Еще один прекрасно работающий прием — это взгляд на привычное как на непривычное, и наоборот (в этих случаях новая проблема может решиться известными средствами, а свежий взгляд на старую — дать неожиданное решение). Чтобы выработать неожиданный взгляд на проблему, хорошо использовать аналогии: прямую (например, глядя, как это происходит в природе); личную (как бы «входя» в объект, становясь на его место); символическую (используя символьное описание); фантастическую (проблема переводится на язык фантастики, сказок).

1.7. Улучшить метод перебора вариантов пытались и другими способами: обращением к подсознанию, гипноти­ческими сеансами и т. п. Однако раз за разом люди упирались в одно и то же: этот метод в основе своей слишком непластичный, медленный и малопригодный для серьезного развития. Требовались принципиально иные методы. Таким методом и стала теория решения изобрета­тельских задач (ТРИЗ). ТРИЗ — это набор правил, которые должны стать азбукой для любого изобретателя, чтобы он не тратил время и силы впустую, использовал приемы из любой (а не только «своей») отрасли и не цеплялся за «традиционные» способы решения.

2. Внимание: задачи

2.1. Согласно ТРИЗ, сначала нужно сформулировать проблему — ее называют «изобрета­тельской ситуацией». Она может быть сформулирована корректно («есть проблема») или некорректно («есть проблема, для ее решения надо…» — в этом случае изобретателю навязывается определенный метод решения, который вряд ли будет оптимальным).

Корректно сформули­рованная задача дает изобретателю простор для дальнейших действий. Некорректно сформули­рованная — загоняет в рамки.

2.2. Далее изобрета­тельская ситуация трансфор­мируется в макси-задачу («нужно принципиально новое нечто») и мини-задачу («убрать ненужное / добавить нужное при минимальных изменениях»). Мини-задач может быть больше одной. Мини-задача может быть труднее макси-задачи.

2.3. В школе нас учат, что условиям задачи можно доверять: если дано А и Б, и найти надо В, то искать следует именно В, а данные А и Б достаточны и достоверны. Однако практика ТРИЗ говорит иное: в процессе регулярно выясняется, что искать надо Г (а вовсе не В), причем для поиска Д нужны Е и З, а в истинности А и Б есть серьезные сомнения.

2.4. Идеально сформули­рованных изобрета­тельских задач не существует. Правильно сформули­рованная задача либо ведет к очевидному решению, либо позволяет понять, что на текущем этапе решение невозможно.

2.5. Изобрета­тельские задачи делятся на пять уровней сложности.

Первый уровень: при решении задачи нет технических противоречий; задача и средства решения находятся в рамках одной профессии; нет проблем с объектом задачи; вариантов решения существует не больше десятка; изменения локальны и несистемны; требуются минимальные изобретения. По сути, это уровень конструк­торских, а не изобрета­тельских задач.

Второй уровень: технические противоречия легко преодолеваются известными способами; меняется максимум один элемент системы; вариантов решения может быть несколько десятков; нужны мелкие изобретения.

Третий уровень: задача и средства решения находятся в рамках одной науки; один элемент системы меняется кардинально, другие — частично; вариантов решения может быть несколько сотен; нужны средние изобретения.

Четвертый уровень: создается новая техническая система; задача и средства решения находятся за пределами одной науки; вариантов решения может быть несколько тысяч; итогом становятся крупные изобретения, которые позже могут быть использованы для решения других задач 2−4 уровней.

Пятый уровень: сама изобрета­тельская задача представляет собой множество взаимосвязанных сложных задач; создаются принципиально новая система и новая техническая отрасль; число вариантов решения не ограничено; итогом становятся крупнейшие инновации, которые позже «обрастают» менее значимыми изобретениями.

3. Законы и системы

3.1. Как известно, в природе новые виды животных возникают без какого-либо плана: мутагенные факторы приводят к мутациям, некоторые мутации дают преимущества и таким образом закрепляются. Природа не ведет «работу над ошибками» и не стремится повысить процент удачных мутаций. Примерно то же происходит и в случае традиционного решения изобрета­тельских задач.

3.2. Обычное мышление несистемно. Если нам говорят про какой-то объект, перед мысленным взором возникает только данный объект, вне системы, в которую он вписан, и без частностей, которые этот объект образуют. Так, при слове «дерево» мы видим одно дерево, а не группу деревьев и не лист. Неудивительно, что многие задачи с таким видением оказываются нерешаемыми.

Иногда для решения задачи надо видеть даже не три уровня (в ТРИЗ они называются «экранами»), а больше. Они могут показывать размеры объектов, их прошлое и будущее и т. п.

3.3. ТРИЗ дает правила «многоэкранной» организации мышления, опираясь на объективные закономерности развития технических систем. Использование таких закономерностей принципиально эффективнее перебора вариантов при решении изобрета­тельских задач.

Продолжение — на Smart Reading
Зарегистрируйтесь на Smart Reading и получите доступ к этому и ещё 600 пересказам нонфикшен-книг. Все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Первые 7 дней доступа — бесплатно.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Аудиокнига

Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобре­та­тель­ских задач
Аудиокнига. 13 ч 7 мин. Читает Алекс Лайт.
Бесплатный отрывок:
Слушать по подписке
Первые 14 дней бесплатно,
затем 549 ₽ в месяц, Storytel
Алекс Лайт
13 ч 07 мин

Электронная книга

Обложка книги
Найти идею. Введение в ТРИЗ – теорию решения изобре­та­тель­ских задач
Вы держите в руках книгу по теории изобретательства, которая была впервые опубликована в 1986 году. Нужна какая-то особая причина, чтобы практически в неизменном виде публиковать работу более чем через 20 лет после ее первого издания. Такая причина есть, и не одна. Во-первых, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) ни капли не устарела. Исследователи из разных стран мира много раз подтверждали, ...

Читайте также