Великое исследование
Все началось в 1938 году, когда психиатр из Медицинской школы Гарвардского университета Арли Бок и профессор психологии из того же университета Уильям Грант задались вопросом: почему медицинская наука занимается только патологиями и не интересуется правилами здоровой счастливой жизни? Этот вопрос лег в основу исследования Гранта, или гарвардского «Исследования развития человека».
Специалисты отобрали две группы мужчин — 724 человека. Участниками первой группы были студенты второго курса Гарвардского колледжа. Участниками второй — юноши из беднейших районов Бостона. За те десятилетия, которые длится проект (а он еще не закончен), жизнь этих людей сложилась по-разному. Многие воевали на Второй мировой войне. Кто-то стал фабричным рабочим, кто-то врачом, а один — президентом США (это был Джон Кеннеди). Кто-то успешно продвигался по социальной лестнице, а кто-то стал алкоголиком.
Год за годом психологи встречались с этими людьми очно и посылали анкеты со множеством вопросов о ходе их жизни и ощущении благополучия.
Еще ученые собирали биомедицинские данные, беседовали с родственниками участников эксперимента. Собрано огромное количество информации, анализ которой позволил понять, что на самом деле делает нас счастливыми.
Что ученые поняли про счастье
Детство
В детстве закладывается фундамент всей жизни, но как именно это происходит? Гарвардское исследование не выявило ни одного конкретного фактора детской жизни, который предсказывал бы благополучие человека спустя 40–50 лет. Значение имеют не конкретные инциденты (какими бы запоминающимися ни были детские переживания), а общий эмоциональный фон жизни ребенка. Разумеется, благоприятный: плохое детство еще не гарантия несчастливой жизни, но счастливое детство почти всегда гарантия достаточно счастливой жизни — здоровых отношений с партнером, психологической устойчивости, профессиональной состоятельности.
Те, кто вырос в любящей семье, в зрелом возрасте зарабатывали вдвое больше нелюбимых детей и в пять раз меньше времени, чем нелюбимые, проводили время в кабинете психолога. А еще в два раза меньше обращались за медицинской помощью по поводу незначительных физических недомоганий.
Важно, с кем именно из родителей у ребенка сложились особенно теплые отношения. Высокий доход мужчины в зрелости и продолжительность его карьеры существенно коррелировали с теплыми отношениями с матерью в детстве. Чем крепче и доброжелательнее были отношения ребенка с матерью, тем выше у него оказывался IQ в колледже и тем крепче его умственные способности оставались к 80 годам. Верно и обратное: конфликты с матерью были чреваты деменцией в старости. Из 115 мужчин, не имевших теплых отношений с матерью и доживших до 80 лет, 33% страдали в старости слабоумием.
А как же хорошие отношения с отцом? Они тоже важны, поскольку в зрелости обещают меньшую тревожность, а в старости — большую удовлетворенность прожитой жизнью.
При этом смерть одного из родителей в раннем возрасте не имела фатального значения для здоровья: к тому времени, когда участникам эксперимента, потерявшим в детстве родителя, исполнилось 80, они были так же психически и физически здоровы, как и мужчины, выросшие в полных семьях.
Самым неожиданным выводом о влиянии родственников на будущее благополучие ребенка оказался такой: долголетие дедушек по материнской линии прямо связано с психологической стабильностью их внуков. Ранняя смерть дедушек по материнской линии предсказывает частоту аффективных расстройств у внуков. Речь, несомненно, идет о генетической природе психиатрических расстройств, но их природу науке еще предстоит выяснить.
Взрослая жизнь
До Гарвардского эксперимента психологи были сосредоточены на изучении детства, взрослая же жизнь считалась чем-то однообразным: мол, к 20–30 годам человек уже сложился как личность, дальше может быть только пик жизненных сил и последующий спад, угасание. Наблюдения за участниками Гарвардского исследования опровергают эту идею. Жизнь — это постоянное развитие. Каждый ее период своеобразен и насыщен.
Вайллант делит зрелость на несколько стадий. Каждая соответствует определенной психологической задаче. Трудно определить четкие возрастные границы стадий, часто они накладываются друг на друга. Но логика их проживания такая:
1. Поиск идентичности. Задача этой стадии — оторваться от родителей, зажить своей жизнью, чтобы в полной мере осознать собственную индивидуальность. При этом важно не только разъехаться по разным домам, но и быть независимым от родителей эмоционально.
2. Построение интимных, близких отношений со спутником жизни, которые будут длиться по крайней мере 10 лет (срок, вполне достаточный, чтобы отделить настоящую эмоциональную привязанность от иллюзий).
3. Укрепление карьеры. Престиж работы играет здесь последнюю роль; настоящие столпы профессиональной жизни — это приверженность работе, адекватное вознаграждение, удовлетворенность своим статусом и компетентность.
4. Опекунство. Начиная примерно с 35 лет внутренняя потребность в достижениях снижается и на первое место выдвигается стремление к укреплению социальных связей. Сюда же относится забота о детях, не обязательно своих собственных. Это стремление может сублимироваться в наставничестве, обучении молодого поколения.
Первые 7 дней доступа — бесплатно.