Сэр Джон Уитмор — британский автогонщик, впоследствии ставший одним из ведущих бизнес-тренеров Великобритании. Автор множества книг о спорте, лидерстве и коучинге. Книга «Коучинг высокой эффективности» была продана по всему миру тиражом выше 500 000 экземпляров и была переведена на 17 языков. Уитмор считается одним из основных популяризаторов понятия «коучинг» в применении к вопросам бизнеса и менеджмента.
Само по себе понятие коучинга отличается от классического консалтинга и тренинга тем, что коуч (наставник) не дает советов и жестких рекомендаций, а ищет решения совместно со своим подопечным. Глубинные основы коучинга кроются в психологических принципах и моделях, а его применение помогает человеку лучше понять свои возможности. При наличии должной мотивации любой человек способен реализоваться в избранной сфере деятельности.
Эта книга во всем мире считается основополагающим трудом в области коучинга. С помощью нее даже новичок может познакомиться с основами коучинга и начать успешно применять их на практике. Коучинг — важный инструмент любого менеджера, ведь он позволяет выявить и раскрыть потенциал сотрудника в сфере, которой он или она себя посвятил. Коучинг основывается на глубинных психологических принципах и позволяет человеку осознать свои возможности и начать использовать их на работе и в повседневной жизни.
Коучинг: от спорта к бизнес
Корни коучинга лежат в области спорта. Если традиционный тренер дает спортсменам инструкции о том, как делать определенные упражнения или управлять своим телом, а также показывает пример на себе. Коуч же создает для спортсмена возможность самому приспособиться к выполнению упражнения наилучшим образом. Иными словами, для коуча вполне нормально задать спортсмену вопрос: «Что, по вашему мнению, позволит вам плыть (или бежать) быстрее?»
Эти идеи лежали в основе работ преподавателя из Гарвардского университета Тимоти Гэллвея. Он считал, что «внутренний соперник» человека гораздо важнее и страшнее соперника внешнего. По мнению Гэллвея, если коуч (тренер) поможет спортсмену избавиться от душевных волнений, мешавших игре, то у того проявятся не-ожиданные природные способности, и ему не нужно будет повышать техническую нагрузку.
Иными словами, сущность коучинга состоит в раскрытии потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг не учит, а помогает учиться.
В этой идее не было ничего нового (к примеру, об этом говорил еще древнегреческий философ Сократ). Однако в XX веке большой популярностью пользовались так называемые поведенческие (бихевиористские) теории, согласно которым каждый человек представляет собой пустой сосуд, который нужно наполнить. Коучинг же видит человека в виде не сосуда, а желудя, который потенциально может вырасти в величественный дуб и которому нужны подпитка, уход и свет.
Коучинг — не просто метод, которому надо строго следовать в определенных обстоятельствах. Это стиль управления, стиль отношения к людям, стиль мышления и поступков.
Коучинг концентрируется на будущих возможностях, а не на прошлых ошибках.
Менеджер или коуч должен думать о потенциале человека, а не о его показателях.
Вера в способности людей оказывает прямое воздействие на их эффективность (это подтвердил целый ряд экспериментов в сфере образования). В таких экспериментах учителям предоставлялась заведомо ложная информация о том, что ученики в группе претендуют на стипендию или же, наоборот, испытывают трудности в учебе. Затем учителя преподавали в группах в соответствии с учебным планом. Результаты последующего тестирования учеников по пройденному материалу практически всегда зависят не от того, что делают студенты, а от представлений (верных или ошибочных) учителей об их способностях. Совершенно аналогичным образом на производительности работников отражается вера в них их собственных менеджеров.
Для успешного использования коучинга необходимо взглянуть на скрытые способности каждого человека более оптимистично.
Если рассмотреть наиболее очевидные возможности применения коучинга на рабочем месте, то к ним можно отнести довольно широкий круг вопросов:
- мотивацию персонала;
- делегирование полномочий;
- решение проблем;
- вопросы взаимоотношений;
- создание команды;
- оценку и аттестацию;
- выполнение задания;
- планирование и контроль;
- развитие персонала;
- групповую работу.
При этом важно понимать, что коучинг — это не формализованная схема работы, а применение определенных принципов в общении с сотрудниками (иными словами, коучинг может продолжаться и одну минуту, и один час в зависимости от ситуации).
Для понимания того, как может работать коучинг в реальных условиях, можно сравнить два варианта действий для одной и той же ситуации.
Без использования принципов коучинга | С использованием принципов коучинга |
Сотрудник: Я сделал все, как мы договаривались, но ничего не получается. Менеджер: Наверное, ты что-то сделал не так! Сделай так-то и так-то... | Сотрудник: Я сделал все, как мы договаривались, но ничего не получается. Менеджер: Мне сейчас надо ненадолго встретиться с… Джорджем. Попробуй определить, где и когда именно происходит сбой, а я по возвращении помогу найти решение. …. Сотрудник: Я нашел решение, все получилось. Менеджер: Отлично. Что именно ты сделала? На чем еще это сказалось? Сотрудник: Проблема была в том-то и том-то, я поступил так-то и так-то... Я проверил: больше это ни на что не повлияло. Менеджер: Вот и хорошо. Видишь, стоит только попробовать. |
В данном случае ключевой фразой менеджера было «Попробуй определить, где и когда именно происходит сбой». Он отражает сразу два принципа коучинга — осознание и ответственность, о которых мы поговорим ниже.
Лейтмотивом каждого занятия коучингом должно стать развитие уверенности в себе.
Первые 7 дней доступа — бесплатно.