Повесть о белоризце и о мнишестве

Краткое содержание притчи
Читается за 3 минуты

Повесть Кирила многогрешного к Василию, игумену Печерскому, о белоризце человеце и о мнишестве, и о душе, и о покаянии.

Сюжет произведения восходит к одному из апологов «Повести о Варлааме и Иоасафе». Этот памятник, как и другие притчи Кирилла Туровского, построен на толковании аллегории. Главный герой «Повести» — царь. Про него рассказывается, что он, будучи добрым и милостивым к своим людям, был беспечным. Он не боялся, что на него могут напасть, и поэтому не держал ратного оружия. Всё время царь проводил с многочис­ленными советниками и друзьями. Но однажды ночью в городе поднялся мятеж. Царь не в состоянии разобрать, что случилось: мор, потоп, некий недуг или недовольство властью.

Для того, чтобы узнать, что случилось, царь выходит со своими советниками в город, но так ничего и не понимает, ему не удаётся узнать причину волнений. Среди советников Царя есть один благоразумный советник, который приводит царя и его дочь к большой горе. В горе царь видит пещеру, из оконца которой сияет светлая заря. Посмотрев в оконце, царь замечает внутри пещеры жилище, где сидит некий муж, одетый как нищий, а подле него жена, поющая дивные песни. Перед ними стоит Некто красивый и высокий, угощает их и черпает для них вино. Царь, посмотрев на это, воскликнул, что в этой потаённой жизни веселятся лучше и честнее, чем в его державе.

Автор сам подробно истолковывает использованные им аллегорические образы: город — это человек; царь — его ум (достаточно распространенный образ в древнерусской литературе); ратное оружие — пост и молитва, телесная чистота; советники и друзья — житейские мысли, не дающие возможности задуматься о смерти; ночь — слепой мятеж земного мира; благоразумный советник — печаль житейская; дочь царя — душа человеческая; гора — монастырь; приход к горе — принятие человеком обета Богу; муж, одетый как нищий, — инок, иноческий чин; жена, поющая дивные песни, — память о смерти; Некто красивый и высокий — сам Христос; угощение и вино — причастие. Таким образом, дидактика «Повести» заключается в прославлении «потаённой» жизни, то есть монашества. В произведении четко прослеживается идея приоритета духовной власти над светской.

Пересказала Е. Б. Рогачевская. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русский фольклор. Русская литература XI−XVII вв. / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1998. — 608 с.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Реклама