Викиномика . Как массовое сотрудничество меняет все

англ. Wikinomics: How Mass Collaboration Changes Everything · 2006
Краткое содержание книги
Читается за 35 минут, оригинал — 16 ч

Безграничные возможности массового сотрудничества

Наступившая цифровая эра меняется стремительно, мы находимся в моменте экономического и культурного переворота, возможно, по масштабу превосходящего промышленную революцию или эпоху Ренессанса. Очень сложно предугадать, что ждет нас в ближайшем будущем и какие новые кейсы предложит меняющийся мир. Но авторы бестселлера «Викиномика. Как массовое сотрудничество меняет все» смогли одними из первых проанализировать и понять, в каком направлении двигается диджитал-эпоха и какую глобальную роль в этих изменениях будет играть новый феномен массового сотрудничества.

Синергия, рожденная на платформе новой Сети, обладает колоссальными возможностями — она разрабатывает выдающиеся программные продукты, аккумулирует знания, генерирует инновационные решения, формирует новый креативный подход, создает самолеты, автомобили и новые лекарства, спасает людей и даже, возможно, способна спасти нашу планету. Вчерашние монополисты не могут больше почивать на лаврах и вынуждены динамично меняться или оставить свои лидирующие позиции. Им на пятки наступают самоорганизующиеся сообщества людей, более гибкие, оперативные, открытые к инновациям, готовые делиться друг с другом идеями и ресурсами.

Книга демонстрирует, как на основе равноправного партнерства формулируются новые принципы и бизнес-модели, создаются непривычные каналы коммуникации и этика общения, начинают работать невозможные еще вчера форматы производства. Подробно рассматривая сильные и слабые стороны актуальных моделей массового сотрудничества, авторы предлагают оптимальные способы их использования в разных сферах — в науке, культуре, образовании, производстве. Взяв на вооружение опыт крупнейших компаний, проанализированный в книге, можно выбрать подходящие инструменты и успешно применять их в собственном бизнесе.

Показательный факт: при подготовке книги авторы сами были верны принципам викиномики и массового сотрудничества. Они не только активно взаимодействовали с компаниями, упомянутыми в книге, но и привлекали читателей к ее написанию и придумыванию заголовков. Российское издательство при работе над русской версией книги открыло для нее вики-сайт, где каждый желающий мог принять участие в редактировании перевода.

Что такое викиномика?

Вовлеченность людей в экономику растет день ото дня благодаря новым сетевым возможностям, позволяющим любому человеку принимать участие во многих процессах, начиная с обмена информацией и программирования и заканчивая научными изысканиями, торговлей, производством. Сотрудничество перестает быть локальным, оно выходит за пределы небольших сообществ, а знаменитая фраза меняется и теперь гласит: «Думай глобально и действуй глобально». Интернет больше не автономен, он не ограничивается контентом и просмотрами веб-страниц, а кардинально меняет бизнес-модели. Эта новая Сеть 2.0 стала реальной коллективной силой, масштабным вычислительным центром, который дает возможность максимально эффективно использовать таланты, ресурсы, время и интеллект.

Соцсети, YouTube, Википедия, Linux перевернули сознание. Но то, что следует за этим, имеет еще больший масштаб и захватывает все сферы экономики, образуя новый феномен — викиномику. Теперь экономика — это не только и не столько крупные компании и корпорации, как было совсем недавно, сколько мы сами — люди, соединившиеся в глобальную сеть. Инструменты и ресурсы становятся все более доступными, что открывает необозримое пространство для массового творчества в любых областях. Каждый может создавать новости и стать популярнее BBC, в своем блоге успешно конкурировать в качестве стилиста с ведущими глянцевыми журналами, не выходя из дома участвовать в создании масштабного программного обеспечения или придумать новую технологию, которую внедрит крупная корпорация.

Главные принципы викиномики

Принцип 1. Открытость/прозрачность

Традиционная экономика меньше всего тяготела к открытости. Активы, интеллектуальная собственность, ценные сотрудники — все держалось за семью замками. Но сейчас мир завоевывает другая модель, демонстрирующая, что открытая позиция, прозрачность и готовность использовать внешние ресурсы более результативны. В большинстве случаев выигрывают компании, допускающие к информации о своей деятельности партнеров, клиентов, сотрудников и акционеров. Это позволяет найти новые грани сотрудничества, привлечь инновации, создать доверительную атмосферу, лучше узнать ценность продукта.

Открытости требуют и клиенты — им надоело быть в потребительском рабстве у одних и тех же поставщиков. Например, они хотят иметь возможность свободно использовать и переносить приложения на разное оборудование, не задумываясь о бренде мобильного телефона или компьютера.


Принцип 2.
Пиринг — равноправное сотрудничество

Основной организационной моделью человечества многие тысячелетия была иерархия. Во многих компаниях такая модель используется до сих пор, но ей на смену приходит пиринговая модель, основанная на сотрудничестве на равных. Самоорганизующиеся сообщества, получив возможность использовать недорогие инструмен­ты и ресурсы, эффективно создают и совершенствуют продукты.

Успешным пионером современного пиринга можно с уверенностью считать Linux. Финский программист Линус Торвальдс создал операционную систему, вариантом которой поделился с коллегами. Они внесли в систему свои полезные изменения и дали начало программному обеспечению с открытым кодом доступа, модифицировать который может каждый, только он обязан сделать свои доработки доступными всем. Linux — надежный, бесплатный, постоянно совершенствующийся — на долгие годы стал любимой операционной системой многих компаний, лежащей в основе их работы и приносящей этим компаниям миллионы долларов.

Сотрудничество на равных распространяется в разных отраслях, помимо сферы информационных технологий оно эффективно работает в издательском бизнесе, производстве, шоу-бизнесе, средствах массовой информации. Скорее всего, в дальнейшем оно активно распространится и на государственные структуры.


Принцип 3.
Свобода доступа и готовность делиться

Инфографика для книги «Викиномика»
Продолжение — на Smart Reading
Зарегистрируйтесь на Smart Reading и получите доступ к этому и ещё 800 пересказам нонфикшен-книг. Для многих книг есть инфографика. Все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Фрагмент озвучки:
Первые 7 дней доступа — бесплатно.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Аудиокнига

Вики­но­мика
Аудиокнига. 14 ч 52 мин. Читают Александр Лавров и др.
Бесплатный отрывок:
Купить
499 ₽, ЛитРес
Александр Лавров и др.
14 ч 52 мин

Электронная книга

Вики­но­мика
В конце 2006 года, на той же неделе, когда наша книга «Викиномика» вышла в свет, журнал Time выбрал в качестве персоны года не конкретного человека, а «You (Ты)» – символического участника Сети, принимающего активное участие в ее развитии. Эта акция Time в полной мере отразила взрывообразный рост социальных сетей. Онлайновый ресурс MySpace рос на два миллиона новых пользователей в неделю ( ...