От одного пользователя до миллиона . Как успешные бренды и продукты наращивают аудиторию

Краткое содержание книги
Читается за 30 минут, оригинал — 12 ч

Что такое сетевой эффект

Ценность товара растет по мере того, как им пользуются все больше людей. Этот принцип был доказан на практике задолго до появления интернета. Телефонизация — классическое проявление сетевого эффекта: чем больше людей владеют телефоном, тем полезнее иметь телефон каждому из них. Виртуальная реальность, конечно, открывает широчайший простор для сетевых эффектов. Facebook, Uber, eBay, Airbnb, TikTok, YouTube, Twitter, Dropbox — все это дети сетевого эффекта.

Airbnb не владеет ни одной квартирой для съема, у YouTube нет своих режиссеров и операторов. Вся ценность в том, чтобы соединить пользователей вместе, предложив им нечто уникальное.

Любой, кто хочет играть на этом поле, сталкивается с пятью вызовами:

  • как провести удачный запуск;
  • как масштабировать сеть;
  • как усилить сетевые эффекты;
  • как удержаться на волне успеха;
  • как обойти конкурентов.

1. Как провести удачный запуск

Готовясь к запуску продукта, любая компания сопоставляет предполагаемый размер сети с ключевыми показателями вовлеченности, чтобы понять, насколько плотной должна быть сеть. Скажем, главный показатель вовлеченности пользователя в Facebook — добавление 7 друзей за 10 дней с момента регистрации. А для Uber большее количество водителей означает меньшее время ожидания и, следовательно, большее количество клиентов.

Но предполагать размер будущей сети — это еще не все. На первых порах дело вовсе не в количестве, а в качестве пользователей. В первую очередь вам нужны правильные люди в вашей сети — самые большие фанаты Facebook, самые трудолюбивые водители для Uber.

Большая часть Википедии написана и отредактирована небольшим числом самых плодовитых редакторов: пользователей — сотни миллионов, а тех, кто регулярно правит статьи в англоязычном сегменте, всего около 4000 человек. У YouTube два миллиарда активных пользователей, но видео загружают лишь несколько миллионов. Это и есть самые важные люди в сети, ваша «ядерная» сеть. Они делают большую часть работы и приводят остальных.

Все создатели стартапов хотят захватить мировой рынок, но сначала стоит иметь в виду скорее пару сотен, чем пару миллионов человек. Возможно, предлагаемый продукт поначалу будет восприниматься как забава — в телефон сначала тоже никто не верил, потому что он передавал сигнал на пару миль.

Готовясь к запуску, четко ответьте на самые важные вопросы:

  • Кому этот продукт нужен в первую очередь?
  • Что вы предложите вашей ключевой аудитории?
  • В чем уникальность вашего предложения?
  • Что заставит ваших пользователей не бросить продукт при первой возможности?

В основе успешного продукта всегда лежит важная потребность. Она может быть удовлетворена самым очевидным образом. У кого-то есть машина и свободное время, а кому--то надо срочно добраться из пункта А в пункт Б — Uber готов соединить этих людей. У кого-то есть пара свободных комнат, а кто-то не знает, где остановиться в чужой стране, — Airbnb приходит и тем и другим на помощь.

В поисках уникального предложения стоит задуматься о том, какие потребности или увлечения есть у людей. Они снимают видео? Занимаются частным извозом? Ищут спутника жизни? То, чем люди занимаются в свободное от работы время, свидетельствует об огромных нерастраченных запасах энергии, которая может быть конвертирована (вами!) в деньги.

Самый важный момент на этом этапе — тот, когда первые пользователи вдохновляются оригинальностью вашего предложения. Как это происходит? Предположим, сначала пара сотен пользователей скачивает приложение, похожее на известные им Zoom и Discord, только подключаться можно к любому звонку. На главной странице они видят список открытых для посещения «комнат», где можно общаться и в узком, и в широком кругу. Сначала в комнатах пустовато, но можно приглашать друг друга — возможность попасть сюда только по приглашению создает полезный эффект эксклюзивности. Воспроизводятся уже наработанные в реале социальные связи, ведь друзья приглашают друзей. Кроме того, в офлайне они теперь встречаются редко, поскольку на дворе пандемия. Это тоже способствует успеху приложения. Еще все понимают, что такого — голосового — контента им в других соцсетях как раз и не хватало: в Instagram и Snapchat — картинки, в Facebook и Twitter — тексты, а тут расслабься и слушай. И вот наступает волшебный момент, когда все сидят в Clubhouse. Речь, конечно, об этом открытии 2020–2021 годов.

Волшебные моменты вовлеченности можно планировать от противного — предполагая худший сценарий развития событий. Другими словами, чтобы понять, что однозначно привлечет людей в вашем продукте, надо четко знать, что их однозначно отвратит от продукта. Для Uber это ситуация, когда клиент открывает приложение и видит, что в его районе ни одного водителя… и через 10 минут тоже! Представьте худший сценарий как можно конкретнее и придумайте, как его избежать. Конечно, чтобы проблема была решена, в сети уже должна теплиться жизнь. Водители Uber отвечают на запрос потому, что они уже скачали приложение и готовы сотрудничать с компанией, они уже в сети. Стоит постоянно мониторить ситуацию с продуктом на предмет возможных провалов.

Продолжение — на Smart Reading
Зарегистрируйтесь на Smart Reading и получите доступ к этому и ещё 800 пересказам нонфикшен-книг. Все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Фрагмент озвучки:
Первые 7 дней доступа — бесплатно.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Аудиокнига

От одного поль­зо­ва­теля до мил­ли­она. Как успеш­ные бренды и про­дукты нара­щи­вают ауди­то­рию
Аудиокнига. 12 ч 31 мин. Читает Искусственный интеллект Евгений.
Бесплатный отрывок:
Купить
549 ₽, ЛитРес
Искусственный интеллект Евгений
12 ч 31 мин