Об истории израильских спецслужб и их операций с середины ХХ века и до наших дней.
В своей книге Ронен Бергман не только захватывающе, как в шпионском триллере, рассказывает о деятельности «Моссада» и других спецслужб. В повествование вплетается история Израиля и Ближнего Востока, даются психологические портреты разведчиков, противостоящих друг другу, описываются изощренные методы ликвидации, сложные морально-этические проблемы. При этом автор не пытается смотреть на деятельность спецслужб сквозь розовые очки. Разведчики, со многими из которых он был знаком лично и брал у них интервью, — это живые люди, со своими привычками, слабостями, просчетами, в деятельности которых чередуются тактические успехи и стратегические провалы. Они выбрали неоднозначную профессию не из романтических побуждений и авантюрного характера, хотя многие обладали и тем и другим. Находясь в кольце врагов, они практиковали внесудебные расправы и политические убийства, считая, что это делается на благо страны, что нет иного способа ее защитить. Война спецслужб началась с 1948 года, с появлением Израиля как государства, и продолжается до сих пор.
Эпиграфом к книге служит цитата из Талмуда: «Если кто-то придет убить тебя, восстань и убей его первым». Спецслужбы стараются работать на опережение, предупредить все возможные угрозы, но при этом часто ошибаются, проглядев опасность прямо перед собой.
Сама история написания книги напоминает шпионский роман. Бергман работал над ней 8 лет, и все эти годы ему чинили препятствия, отказываясь дать доступ к нужной информации. Когда суд вынес предписание подчиниться действующим законам и разрешать ознакомиться с секретными материалами 50-летней давности, это привело к изменению законов: доступ к таким сведениям можно получить только через 70 лет. Тем не менее, несмотря на препятствия и угрозы, книга все-таки вышла.
Идея 1. Иммиграция евреев в Палестину с самого начала сопровождалась политическими убийствами
В 1896 году венский журналист Теодор Герцль опубликовал книгу «Еврейское государство», в которой излагал идеи сионизма. Его вдохновил процесс над офицером Альфредом Дрейфусом, евреем, несправедливо обвиненным в государственной измене. Наблюдая за процессом, Герцль понял, что вся европейская культура пронизана антисемитизмом, и по этой причине ни один еврей не может себя чувствовать в безопасности, находясь в изгнании. Поэтому нужно стремиться к созданию собственного государства, и идеальным местом для этого является Палестина, земля обетованная, где евреи должны поселиться. Эти идеи не нашли понимания в богатой еврейской элите Западной Европы, полностью ассимилировавшейся и ведущей комфортную жизнь. Зато в Восточной Европе, где жили преимущественно бедные евреи, переживавшие погромы и угнетение, была благодатная почва для сионизма.
Призывая евреев ехать в Палестину, Герцль призывал их расселяться на этой земле осторожно, с разрешения мирового сообщества и с использованием дипломатических средств. Его взгляды получили название политического сионизма. Но некоторые евреи считали, что свой дом нужно строить самим, а не ждать, когда его преподнесут какие-то внешние силы. Ицхак Бен-Цви, молодой русский еврей, эмигрировавший в Оттоманскую Палестину в 1907 году, и его товарищи — эмигранты из России считали, что земля Палестины принадлежит им по праву. Нужно ехать туда, заселять ее и заставить пустыню цвести. При необходимости можно защищать землю обетованную силой. Это течение называлось практическим сионизмом.
Евреи, уже жившие в Оттоманской Палестине, такие идеи не приняли. Их было меньшинство в арабском мире, и в основном это были торговцы, теологи или чиновники невысокого ранга. Они старались жить тихо и незаметно, быть услужливыми, легко идти на компромисс и покупать спокойствие взятками. Если их поселения грабили местные, это чаще всего оставалось безнаказанным. Они были робкими и бесправными и не вступали в открытые столкновения. Бен-Цви и его друзей решительно не устраивало такое положение. Многие из них в свое время принимали участие в левых революционных движениях царской России, были членами подпольных антимонархических организаций, легко прибегавших к террору и политическим убийствам. Когда русская революция 1905 года ни к чему не привела, многие из разочарованных революционеров, социалистов и социал-демократов перебрались в Оттоманскую Палестину для возрождения еврейского государства. У них не было денег, на жизнь они зарабатывали репетиторством и работой на апельсиновых плантациях, но твердо решили защищать себя, чтобы образ забитых и робких евреев навсегда ушел в прошлое.
Бен-Цви с друзьями создали организацию «Бар-Гиора», названную в честь одного из лидеров еврейского восстания против Римской империи. Сначала эта организация была мало кому известна. Но поток евреев в Палестину из России и Восточной Европы становился все больше, примерно 35 тысяч в год, и все эти люди были практическими сионистами, готовыми строить собственное государство и защищать его. Многие новоприбывшие вступали в «Бар-Гиору», которая постепенно превратилась в более крупную и воинственную организацию «Ха-Шомер» («Стражник»). К 1912 году она защищала 14 еврейских поселений и готовилась к войне за контроль над Палестиной. Предполагалось, что именно из «Ха-Шомер» в будущем вырастут еврейская армия и военная разведка.
«Ха-Шомер» разрасталась и вскоре превратилась в организацию «Хагана» (оборона). К тому времени Палестина отошла под британский протекторат. «Хагана» была не вполне законной, но британская администрация, хоть и неохотно, но мирилась с ее существованием. Руководили «Хаганой» Всеобщая федерация еврейских трудящихся («Гистрадут») и Еврейское агентство. Обе этих структуры возглавлял Бен-Гурион, урожденный Давид Йосеф Грин.
Бен-Гурион, убежденный сионист, родился в Польше и эмигрировал в Палестину в 1906 году. Там он быстро стал одним из лидеров еврейской общины. Имя Бен-Гурион он взял в честь еще одного полководца времен еврейского восстания против римлян. Он пытался смягчить свирепость «Ха-Шомер» и «Хаганы», считая, что целенаправленные убийства могут не понравиться англичанам. Их можно изредка применять, но не делать постоянной практикой, чтобы не заслужить репутацию террористов-убийц.