Внутренние субличности . Проработать травмы и обрести целостность с помощью IFS-терапии

Краткое содержание книги
Читается за 25 минут, оригинал — 5 ч

Личности внутри нас

Кого мы боимся?

Психологи классической школы считают, что разум человека — цельная, монолитная структура. Расщепляться он может только в результате диссоциативного расстройства, например после серьезной душевной травмы. Субличности, возникающие вследствие такого расщепления, называют альтерами.

Ричард Шварц в противовес этой теории предлагает парадигму множественности. По его мнению, наш разум состоит из нескольких так называемых «частей», или субличностей, которые активно взаимодействуют друг с другом. И это нормально. Однако главенствующая теория цельного разума заставляет нас бояться наших субличностей и не доверять им.

Какие концепции мешают нам примириться с частями своего разума и конструктивно с ними взаимодействовать?

1. Доктрина полной греховности, предполагающая, что человек сам по себе полон злых мыслей и намерений и только милость Всевышнего может избавить его от низвержения в ад.

2. Теория триединого мозга, считающая, что в состав разума входит древний рептильный мозг, ответственный за выживание любой ценой, и более современные структуры, сдерживающие разрушительные инстинкты.

3. Фрейдистская теория влечения, которая говорит о том же: под тонкой пленкой цивилизованного мышления лежат пласты агрессивных эгоистических желаний.

Вой­на с собой

Все три доктрины единственным средством спасения нас от себя самих считают силу воли, самоконтроль и дисциплину. С их помощью нам нужно усмирять свои импульсивные порывы.

В итоге мы с детства воюем с самими собой, пытаемся подчинить «рассудку» свои разные «я» и стыдимся, если нам это не удается. В результате одна из наших частей берет на себя функции язвительного и непримиримого внутреннего критика. Но и его действия обречены на неудачу, потому что субличности, как люди, сопротивляются, когда их стыдятся и пытаются прогнать.

Чем сильнее наше желание избавиться от каких‑либо мыслей или желаний, тем настойчивее они лезут к нам в голову.

Если какое‑то из наших «я» ведет себя неподобающе, усмирять его силой ― плохая тактика. Мы начнем страдать уже не от этой «непослушной части», а от действий тирана-­критика. При этом изгнанная часть нашей личности будет пытаться вернуться при каждом удобном случае. Человеку, выбравшему такой путь, придется избегать триггерных ситуаций всю свою жизнь. Более конструктивный путь ― вой­ти в контакт с теми «я», которые вредят системе в целом, выяснить причины их поведения и постараться их нейтрализовать. К своим проблемным субличностям нужно отнестись с позиции мудрого родителя, а не деспотичного сержанта.

Внутренние семейные системы

Парадигма внутренних семейных систем (Internal Family Systems, IFS) была разработана Ричардом Шварцем при лечении пациентов с расстройством пищевого поведения. Эти люди часто говорили о том, что некая их часть набрасывается на них за мельчайшую ошибку, а в ответ другая часть чувствует себя невыносимо никчемной и нестоящей. Это настолько ранящее чувство, что человек пытается снизить его накал с помощью самого быстрого источника эндорфинов ― еды. Но такой срыв опять же активизирует внутреннего критика, и цикл повторяется снова и снова. Пациенты рассказывали врачу о сложных взаимодействиях между своими «я» ― они дружат, враждуют, избегают друг друга. Это похоже на большую семью, отсюда и название.

Итак, что мы должны знать о частях собственной личности, или же субличностях?

1. Они с нами с рождения.

2. Они не хорошие и не плохие. Их движущая сила — желание защитить нашу личность.

3. Они получают свое бремя (объясним это понятие чуть ниже) в раннем возрасте из-за слабости нашего истинного «я». После этого суб­личности теряют контакт с «я» и берут на себя деструктивные роли ― буквально застревают в травмирующей ситуации.

4. Чтобы «убедить» их прекратить играть эти роли, нужно снова заслужить их доверие.

5. Все части личности важны и заслуживают нашей любви и уважения.

Ричард Шварц приводит интересную аналогию: как грех отделяет нас от Бога, так и бремя отделяет наши отдельные части от истинного «я».

Понятие бремени

Бремя — это чувство или убеждение, навязанное нам в результате травмы. Его принимает и в дальнейшем транслирует некая часть нашей личности. Бремя перехватывает управление и делает часть личности нечувствительной к доводам разума.

Если ребенка предали значимые взрослые, некоторая часть его личности «обременяется» убеждением, что никому нельзя доверять. В дальнейшем эта часть его «я» будет стараться разрушить любые отношения, чтобы не рисковать и подтвердить свои убеждения.

Бремя может быть личным — приобретенным в результате тяжелых обстоятельств жизни — или унаследованным. Получить бремя в наследство можно от родителей или от целого народа или культуры, в которой живет человек.

Наследственное бремя проникает глубоко в личность, обнаружить и отследить его намного сложнее, чем личное бремя.

Четыре типа наследственного бремени:

  • предубеждение по отношению к людям другой расы;
  • предубеждение по отношению к людям другого пола;
  • убежденность, что достичь чего‑либо можно только индивидуальными усилиями;
  • убежденность, что мир существует лишь на материальном уровне.

Эти типы тяжелого ментального наследия вместе с личным бременем создают в душе человека большое напряжение. Мир видится опасным, а люди вокруг кажутся врагами и соперниками.

Суть концепции внутренних семейных систем — в облегчении бремени. И главное здесь — понимать, что части нашей личности намного шире, глубже и объемнее, чем то бремя, которое они несут.

Привычные схемы

Продолжение — на Smart Reading
Зарегистрируйтесь на Smart Reading и получите доступ к этому и 985 другим пересказам нонфикшен-книг. Все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Фрагмент озвучки:
После регистрации вы получите 7 дней бесплатного доступа к Smart Reading. Введите ваш email:

Аудиокнига

Мои раз­ные «я». Что такое суб­лич­но­сти и как зна­ние о них помо­жет про­ра­бо­тать травмы и обре­сти вну­трен­нюю целост­ность
Аудиокнига. 5 ч 19 мин. Читает Олег Булгак.
Бесплатный отрывок:
Купить
549 ₽, ЛитРес
Олег Булгак
5 ч 19 мин

Читайте также