О том, что такое культурный код и как он влияет на характер наций в целом.
Нередко рекламные кампании, имевшие успех в одной стране, с треском проваливались в других странах. В чем причина того, что одни и те же вещи представители разных культур воспринимают по-разному? Для всех очевидно и понятно — культуры разных стран отличаются друг от друга, но только немногие понимают, что люди разных культур по-разному воспринимают одну и ту же информацию. Переехав в США, французский маркетолог Клотер Рапай изучил особенности восприятия американцами многих аспектов и явлений американского образа жизни. Результатом его наблюдений стала книга «Культурный код», которая будет полезна всем, чья деятельность связана с маркетингом и не ограничена одной страной, а также тем, кто заинтересован в нахождении ключа к пониманию особенностей других культур.
Принцип № 1. «Не верьте тому, что говорят
В ответ на прямой вопрос о своих предпочтениях и интересах люди обычно говорят то, что от них хотят услышать. Это происходит потому, что человек реагирует на вопрос с помощью коры головного мозга, которая отвечает за интеллект, а не за эмоции или инстинкты. В результате прежде чем ответить, мы обдумываем и обрабатываем вопрос. И наш ответ — это результат размышлений. Это не значит, что человек хочет намеренно ввести в заблуждение или солгать, но в большинстве случаев люди говорят вовсе не то, что подразумевают, и это стоит учитывать при проведении разного рода опросов.
Принцип № 2. «Эмоции — двигатель познания»
Эмоции — ключ к познанию и импринтингу (информации, запечатленной в памяти). Чем сильнее эмоция, тем лучше запоминается и усваивается опыт. Эмоционально окрашенные воспоминания всегда самые яркие.
Эмоции позволяют установить в мозге ментальные связи, которые при повторении закрепляются. Именно ментальные связи заставляют нас воспринимать мир как знакомый, а происходящее в нем — как предсказуемое и соответствующее нашим представлениям о нем.
Принцип № 3. «Главное — структура, а не содержание»
Чтобы понять истинное значение действий и поступков разных людей нужно понять структуру, в которую они встроены.
В любой ситуации действуют сразу три структуры:
Первая — биологическая, ДНК.
Люди, обезьяны, коровы и жирафы содержат одни и те же элементы. Однако каждый вид не похож на другой, поскольку структура его ДНК уникальна.
Вторая структура — культура.
Любая культура состоит из таких элементов, как язык, искусство, обычаи, история, но только особое сочетание этих элементов придает каждой культуре её неповторимость.
Третья структура — это личность.
Именно личность делает человека человеком и существует в бесконечном разнообразии. У каждого из нас уникальные опыт и отношения с родителями, братьями, сестрами и другими родственниками, которые формируют индивидуальные ментальные сценарии и создают неповторимую личность.
Принцип № 4. «Импринтинг возникает в определенные периоды жизни, и смысл образов в разных культурах не совпадает»
Как отмечает Клотер Рапай, большинство людей понимают значения основных вещей и явлений жизни уже к семи годам. Это происходит потому, что в этом возрасте дети живут под влиянием эмоций, а после семи лет в свои права вступают логика и разум. Поэтому образы, западающие в подсознание детей в раннем возрасте, определяются культурой, в которой они растут, и второго шанса получить свежее впечатление уже не будет.
Принцип № 5. «Чтобы понять смысл запечатленного образа в определенной культуре, необходимо узнать его код»
Главная идея: У разных культур разные коды.Как отмечает автор, даже наши случайные поступки корнями уходят к нашим ментальным связям — привычным способам решения тех или иных жизненных ситуаций (мы используем эти связи, когда решаем, что нам надеть, съесть, что сказать, куда сходить и т.д.). Люди не догадываются, что за всеми этими незначительными решениями стоят коды — особые шифры, которые помогают нам решать ситуации именно таким, а не другим способом. У каждого слова или символа есть свой код. Наш мозг на бессознательном уровне автоматически подбирает эти коды, но мы их можем выявить и раскрыть, чтобы понять почему мы ведем себя так, а не иначе.
Как раскрыть культурное бессознательное
По мнению Клотера Рапая, эти пять принципов обосновывают наличие некоего третьего культурного бессознательного (помимо индивидуального бессознательного по теории Фрейда и коллективного бессознательного по теории Юнга), которое определяет поведение человека в свете воспитавшей его культуры. Эта идея и принципы свидетельствуют о том, что существует американское мышление, так же как и французское, английское, немецкое или русское. Каждая культура имеет свою ментальность, которая учит представителей этой культуры быть тем, кто они есть.
Трудности переходного возраста: коды любви, обольщения и секса
Все культуры складываются и развиваются постепенно, есть более старые культуры, а есть молодые. Американская культура является подростком во всех отношениях. По наблюдениям автора, её отличают многие признаки, характерные для переходного возраста:
- примат настоящего момента;
- резкая смена настроений;
- неугомонность и нежелание признавать авторитеты;
- стремление к крайностям;
- открытость к переменам;
- уверенность, что всегда есть шанс исправить ошибку.
Переходный возраст — пора смятения и противоречий, и американские коды, раскрытые автором, отражают эту культурную молодость.
Как и всех подростков, американцев интересуют проблемы любви, привлекательности и секса. На основании изучения историй, рассказанных американцами о своем отношении к любви, Клотер Рапай сделал вывод, что в основной своей массе американцы воспринимают любовь так же как подростки воспринимают мир — как волшебную сказку, которая редко сбывается.
Код любви в американской культуре — ОБМАНУТЫЕ ОЖИДАНИЯ