🎭 

Маленькие трагедии

1836
Краткое содержание цикла
Читается за 5 минут, оригинал — 55 мин
Сюжет:

Четыре пьесы о роковых страстях. Скупость довела рыцаря до гибели. Зависть толкнула музыканта на убийство. Распутство привело к гибели соблазнителя. Отчаяние заставило пировать во время чумы.

Очень краткое содержание

«Маленькие трагедии» — цикл из четырёх пьес, не связанных между собой сюжетно, но объединённых общей темой человеческих пороков. Каждое из этих произведений посвящено определённому людскому изъяну.

Первая пьеса посвящена скупости. В ней рассказывается история человека, ставившего деньги превыше всего. Не зная другого удовольствия, кроме наполнения своих сундуков сокровищами, он был глух к проблемам других людей. Это касалось не только посторонних, но и его собственного сына, обречённого из-за отцовской скупости на нищенское существование. Даже на пороге смерти скупец думал только о своём золоте.

Во второй пьесе затронута тема зависти и её последствий. Один композитор отравил другого из зависти к таланту соперника. Однако наедине с самим собой он начал сомневаться в правильности этого шага.

В третьей пьесе рассказывается о ненасытной любовной страсти. Дон Гуан, тайно вернувшийся из ссылки, куда был сослан за убийство, решил соблазнить вдову убитого им человека.

Он почти добился цели, но ему помешала статуя покойника. Она ожила, чтобы уничтожить развратника и соблазнителя.

Четвёртая пьеса посвящена отчаянию. В городе началась эпидемия чумы, от которой умерло множество человек. Пытаясь сопротивляться отчаянию, группа людей стала регулярно устраивать пиры, на которых царило безумное веселье. Не обращая внимания ни на какие доводы, люди продолжали свои буйные оргии. На примере одного человека из этой компании показано, как люди, пытаясь обмануть себя, заглушали свой страх и боль от недавних потерь близких людей.

Подробный пересказ по пьесам

💰 Скупой рыцарь

Альбер готовился к турниру.

Альбер
 — рыцарь, 20 лет, бед­ный, сме­лый, бла­го­род­ный.

Несмотря на знатное происхождение и солидное состояние отца, он был очень беден. Филипп же был скуп и не желал помогать сыну материально.

Филипп
 — отец Аль­бера, пожи­лой рыцарь, барон, жад­ный, ску­пой, в моло­до­сти состоял на службе при госу­даре, про­яв­ляя усер­дие, вер­ность и хра­брость.

Все свои финансовые вопросы молодой человек решал, одалживая деньги у ростовщика. Эти долги он рассчитывал выплатить, получив наследство после смерти барона.

Желая вернуть одолженные у него Альбером деньги, ростовщик предложил тому отравить отца. Рассерженный рыцарь отказался от всяких дел с процентщиком, а на Филиппа решил оказать влияние при помощи правителя.

Альбер пожаловался государю на скупость отца, и правитель пообещал поговорить с бароном. В разговоре с правителем Филипп обвинил сына в покушении на свою жизнь и имущество. Услышавший это рыцарь был оскорблён. Конфликт отца и сына чуть было не дошёл до поединка, но был остановлен государем. После этого барону Филиппу стало плохо. Он умер, беспокоясь только о своих сокровищах.

🎻 Моцарт и Сальери

Сальери, ставший известным композитором благодаря упорству и труду, очень завидовал Моцарту, который творил легко и непринуждённо.

Сальери
 — извест­ный ком­по­зи­тор и музы­кант, педан­тич­ный, тру­до­лю­би­вый, гор­дый.
Моцарт
 — извест­ный, талантли­вый ком­по­зи­тор, гени­аль­ный, празд­ный, несколько бес­печ­ный.

Признавая гениальность коллеги, Сальери воспринимал талант молодого композитора как великую несправедливость.

На совместном обеде в трактире Моцарт рассказал, как некоторое время назад к нему явился незнакомец в чёрной одежде и заказал реквием — музыку для заупокойного богослужения. Композитор написал реквием, но заказчик так и не появился. Теперь Моцарту казалось, что «чёрный человек» всюду тайком преследует его.

Слушая и успокаивая друга, Сальери незаметно бросил яд в его стакан. Выпив отравленное вино, Моцарт исполнил написанный реквием на фортепиано, тронув Сальери до слёз. Затем молодой композитор почувствовал себя плохо и отправился домой, а Сальери охватили сомнения.

🗿 Каменный гость

Дон Гуан тайно вернулся в город из ссылки, куда был отправлен за убийство.

Дон Гуан
 — дво­ря­нин, моло­дой, крас­но­ре­чи­вый, извест­ный раз­врат­ник, питает осо­бую сла­бость к жен­скому полу.

Он встретился с Доной Анной — вдовой убитого им человека, обворожил её и добился приглашения на свидание.

Дона Анна Де Сольва
 — вдова, любо­пыт­ная, кра­си­вая, скор­бит по уби­тому мужу.

В насмешку он пригласил памятник, установленный над могилой убитого, на своё свидание с его вдовой, чтобы каменная статуя стояла в дверях, охраняя их уединение.

Статуя
 — над­гроб­ный памят­ник Дону Аль­вару, жертве Дона Гуана, кото­рый при жизни был хра­брым и бла­го­род­ным испан­ским дво­ря­ни­ном.

Во время свидания ожившая каменная статуя действительно явилась в дом вдовы. Ответив на каменное рукопожатие, Дон Гуан нашёл свой конец.

🍷 Пир во время чумы

Во время эпидемии чумы группа людей регулярно веселилась на своей улице, устраивая пиры под руководством председателя Вальсингама.

Вальсингам (Председатель)
 — ува­жа­е­мый чело­век, руко­во­дит засто­льем, тер­за­ется от вну­трен­них про­ти­во­ре­чий, колеб­лется между весе­льем и скор­бью.

Они пели и предавались буйному веселью, игнорируя распространение страшной болезни.

Внезапно их пиршество было прервано появившимся священником.

Священник
 — ста­рый слу­жи­тель цер­кви, чело­век с мора­лью.

Он пытался образумить людей, призывая их прекратить кощунственный пир, но люди не слушали его. Тогда служитель церкви обратился к Вальсингаму, напомнив о том, как он недавно потерял из-за чумы мать и жену. Мужчину тронули слова священника, но он отказался следовать за ним, не желая возвращаться в пустой дом.

Священник ушёл в одиночестве, никто не последовал за ним, а Вальсингам, хоть и остался на пиру, но погрузился в глубокую задумчивость.

Пересказал Сергей Симиненко. За основу пересказа взято издание цикла из 7-го тома полного собрания сочинений Пушкина в 16 томах (М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1948). Портреты персонажей — из фильма «Маленькие трагедии» (реж. М. Швейцер, 1979). Нашли ошибку? Пожалуйста, отредактируйте этот пересказ в Народном Брифли.
Реклама

Аудиокниги

Малень­кие тра­ге­дии. Пико­вая дама
Аудиокнига. 3 ч 13 мин. Читают Лидия Леликова и др.
Бесплатный отрывок:
Купить
129 ₽, ЛитРес
Лидия Леликова и др.
3 ч 13 мин
Малень­кие тра­ге­дии
Аудиокнига. 1 ч 47 мин. Читают Николай Черкасов и др.
Бесплатный отрывок:
Купить
149 ₽, ЛитРес
Николай Черкасов и др.
1 ч 47 мин