Кто такой Макс Де Пре
Книга «Лидерство — это искусство» была впервые опубликована в 1987 году, когда Макс Де Пре руководил компанией Herman Miller, сменив на этом посту своего отца, основавшего компанию в 1905-м. С тех пор книга много раз переиздавалась. Herman Miller — американская мебельная компания, известная во всем мире сотрудничеством с ведущими дизайнерами и массовым производством инновационной мебели, такой как кресло «Эймс» для отдыха и кресло «Аэрон» для офисов.
Макс Де Пре усвоил уроки лидерства у Карла Фроста, Дэвида Хаббарда и Питера Друкера. В 1983 году Herman Miller вошла в топ-100 лучших компаний в США, в 1988 году журнал Fortune включил ее в топ-10 компаний, вызывающих наибольшее восхищение.
Книга представляет собой коллекцию эссе на темы этики, культуры и принципов лидерства, основанных на личном опыте Макса Де Пре. Автор призывает раздумывать над тезисами книги, делать пометки, задавать себе сложные вопросы и искать на них собственные ответы.
Из чего состоит лидерство
Лидер — слуга своих последователей
Главные темы, которые проходят через все эссе книги и, по мнению автора, должны быть основополагающими для истинного лидера, — это честность, умение строить отношения и развивать сообщества.
Макс Де Пре ссылается на свой многолетний опыт и уверен, что сотрудников мотивирует не сильный голос лидера, не щелчок его кнута и не его модный медийный образ. Искусство лидерства, по Максу Де Пре, ― это «максимально эффективным и гуманным способом давать людям свободу делать то, что от них требуется».
Лидер, по Максу Де Пре, — слуга своих последователей. Он устраняет препятствия, которые мешают людям выполнять свою работу. Другими словами, настоящий лидер служит своим последователям, чтобы те могли полностью реализовать свой потенциал.
Макс Де Пре подчеркивает, что идеи, убеждения и принципы, изложенные в этой книге, применимы почти к любой групповой деятельности. Прямота и честность — залог успеха любой коммуникации. А все самое важное в жизни людей происходит через отношения в сообществах. Внутри сообществ мы процветаем как личности, они дают нам возможности для реализации, именно благодаря другим людям мы развиваемся.
Как хорошо, что мы разные
Признавать и ценить разнообразие критически важно для лидера и любой организации. Каждый человек обладает уникальным даром и способен привносить в мир красоту. Признание уникальности каждого человека в компании дает нам возможность наслаждаться такими сущностями, как любовь, красота и радость, причем в бизнесе они важны ничуть не меньше, чем в частной жизни.
Много лет на фабрике Herman Miller работал один слесарь, который был ключевой фигурой в обеспечении энергетического цикла производства. Это был очень важный человек на фабрике. Когда он умер, отец Макса — тогда директор компании — навестил семью, чтобы выразить свои соболезнования. Вдова слесаря попросила разрешения почитать стихи, и, выслушав их, Де Пре-старший восхитился и спросил, кто автор. Оказалось, это были стихи слесаря. По сей день многие в компании задаются вопросом: был ли этот человек слесарем, который писал стихи, или поэтом, который работал слесарем?
В дополнение ко всем коэффициентам, параметрам и итоговым показателям важно, чтобы лидеры понимали и принимали концепцию личностей. А это понимание начинается с осознания разнообразия человеческих талантов и навыков. Искусство лидерства заключается в полировке, высвобождении и использовании этих талантов.
Это также помогает понять, что для многих из нас существует фундаментальная разница между целью и вознаграждением. По сути, цели и вознаграждения — это разные части человеческой деятельности. Когда вознаграждение становится нашей целью, лидер выполняет только часть работы. Мы должны преследовать цели, а не стремиться только к вознаграждениям. В здоровых и рациональных отношениях вознаграждение завершает процесс, принося радость. Радость — неотъемлемая часть лидерства. Руководители обязаны обеспечивать ее.
Как проявляется лидер
Признаки выдающегося лидера проявляются прежде всего через тех, кем он руководит. Раскрывают ли они свой потенциал? Учатся ли они? Достигают ли они результатов?
Первая обязанность лидера — поставить задачу. Последняя — сказать спасибо. В промежутке между ними лидер — слуга. Его служба заключается в предоставлении людям ключевых ценностей.
Во-первых, это ценности организации. Они должны быть широко поняты и согласованны, и они должны формировать наше корпоративное и индивидуальное поведение.
Во-вторых, лидер должен обеспечить людям пространство — в смысле свободы использовать свои способности. Мы должны давать друг другу пространство для роста, пространство быть собой и проявлять свое разнообразие. Тогда мы сможем дарить и получать идеи, открытость, радость, будем чувствовать благодарность и принадлежность.
И наконец, даря друг другу пространство, мы должны также дарить изящество и красоту, на которые имеет право каждый из нас. Красота может проявляться в открытости и понятности коммуникаций, в характере отношений между людьми, а также в дизайне нашего офисного пространства, ведь мы приходим сюда каждый день, чтобы общаться и делиться идеями.
Первые 7 дней доступа — бесплатно.