Птицы собираются в стаи, лошади — в табуны, а люди — в племена. Вместе с соплеменниками они добиваются большего, чем в одиночку. По одному люди бы не выжили в ледниковый период, не смогли бы создать фермерские хозяйства и не построили бы города. В племени обычно от 20 до 150 человек. Если племя разрастается, от него отделяются новые племена. Ваши соплеменники — это те люди, которых вы считаете «своими». Вы встречаетесь с ними на улице и спрашиваете: «Как дела?» Их номера есть в памяти вашего телефона и вы «дружите» в соцсетях. В современном мире люди могут принадлежать сразу к нескольким племенам: с одним племенем они встречаются в церкви, с другим — на работе, с третьим — на детской площадке.
В книге «Лидер и племя» речь идет о корпоративных племенах и их лидерах. Лидер племени создает и развивает его культуру. Если ему это удается, соплеменники гордятся своим племенем, уважают лидера и, как следствие, усердно трудятся. Чем выше уровень корпоративной культуры, тем эффективнее люди работают.
Авторы на протяжении десяти лет исследовали корпоративные племена по всему миру в нескольких десятках организаций. В общей сложности в исследовании приняли участие 24 000 человек. В результате авторы выявили пять уровней культуры корпоративных племен, которые напрямую влияют на процветание компаний. Авторов не интересовали раса, пол, уровень образования и уровень жизни респондентов. Они разработали уникальную методологию для определения принадлежности человека к тому или иному культурному уровню — через их речевые проявления.
Переход на более высокий уровень происходит, когда у человека меняется поведение, образ мыслей, и он осваивает язык нового уровня. Невозможно «перепрыгнуть» через один или два уровня вверх. Но «скатиться» вниз можно очень быстро: например, эффективный сотрудник четвертого уровня может дать взятку, начать пить или вступить в преступный сговор — и оказаться на первом уровне.
1. Как стать лидером племени?
Настоящими лидерами становятся люди, которые понимают язык каждого уровня и знают, как эффективно воздействовать на людей, находящихся на разных уровнях. Лидер племени много работает над собой, чтобы вывести людей на более высокий уровень. Вот что он делает:
• изучает язык и привычки, характерные для всех пяти уровней;
• прислушивается к языку каждого члена племени, чтобы понять, на каком уровне он находится;
• делает все возможное, чтобы самому не опускаться ниже четвертого уровня: следит за своей речью, взаимоотношениями с окружающими;
• создает свою поддерживающую «сеть общения» — общается с людьми, которые находятся на четвертом и пятом уровне.
После того как кому-то удается поднять все племя или хотя бы его ядро на четвертый уровень, племя признает его своим лидером. Только признанный лидер может поднять свое племя на пятый уровень. Настоящие лидеры поднимают свое племя на следующий уровень в течение 90 дней.
Больница Гриффин в штате Коннектикут совсем не похожа на стандартную больницу с безразличным персоналом, одинаковой мебелью и однотонными стенами. Охранник обращается к пациентам по имени, из детского отделения доносится приятная фортепианная музыка, а в палатах пахнет не лекарствами, а цветами.
Больница Гриффин на протяжении семи лет находится в списке самых привлекательных мест для работы по версии журнала Fortune. А когда-то она была худшей в округе — с низким уровнем удовлетворенности пациентов, с изношенным оборудованием и огромным количеством вакансий. Ее хотели либо закрыть, либо объединить с другим медицинским учреждением.
В истории больницы много героев, но есть два лидера племени, которые подняли больницу со второго на самый высокий уровень. Это генеральный директор Патрик Шармель и вице-президент Билл Поанда. Началось все с того, что оба нынешних топ-менеджера узнали, что значит быть родственниками пациентов — отец Шармеля и тесть Поанды оказались в больнице. Они столкнулись с нежеланием медиков брать на себя ответственность, с грубостью обслуживающего персонала и с плохой инфраструктурой.
Шармель и Поанда поставили цель создать новую модель медицинского учреждения, более человечную и чуткую к нуждам пациентов и их родных. Начали с родильного отделения. Шармель лично провел опрос пациентов, чтобы узнать, чего им не хватает в Гриффине. Получился длинный список, но Шармель отказался обсуждать, что из этого списка нужно, а что нет. Он сказал: «Мы знаем, чего хотят пациенты. Давайте дадим им все это». Шармель стал повышать вовлеченность персонала. Он отправлялся с частью коллектива на выездные встречи и обсуждал с сотрудниками грядущие изменения. Оказалось, что сотрудники хотели того же, чего и пациенты: свободное посещение для родственников пациентов, оперативное подробное информирование о состоянии здоровья, более внимательный персонал.
Начались перестройки, ремонт и редизайн. Все эти изменения планировались с учетом пожеланий пациентов и персонала. Но однажды Шармеля уволили. Преобразования утомили прежнего генерального директора. Но культура коллектива уже выросла до четвертого уровня, и члены племени признали в Шармеле лидера. В больнице начались акции протеста. В конце концов, Шармеля назначили на должность генерального директора больницы Гриффин. Сегодня Гриффин устраивает платные стажировки для сотрудников 600 больниц со всей страны.
2. Первый уровень: отчаянная враждебность
Несмотря на то, что в американских компаниях только 2% персонала можно отнести к первому уровню, в целом в обществе таких людей намного больше. Это безработные, алкоголики и наркоманы, заключенные и члены преступных группировок. В культуре первого уровня случаются драки, оскорбления и воровство. На этом уровне очень низкая ценность жизни: люди чаще совершают убийства, самоубийства и не заботятся о здоровье.
2.1. Признаки культуры первого уровня
Первые 7 дней доступа — бесплатно.
Понравился ли пересказ?
Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:
Электронная книга
Читайте также
-
Открывая организации будущего
Фредерик Лалу · бизнесВы уверены, что бюрократическая иерархия — единственная форма организации, а истина «ты — начальник, я — дурак» справедлива во все времена? Вы устали от политики и бессмысленного труда?..
Пересказ от Smart Reading -
Безупречный консалтинг
Питер Блок · бизнесКонсультант — человек, задача которого изменить ситуацию к лучшему, не обладая полномочиями для непосредственного изменения. В этом главная сложность консультирования...
Пересказ от Smart Reading -
Как измерить все, что угодно
Дуглас Хаббард · бизнесСовременного человека окружает огромное и щедрое информационное поле...
Пересказ от Smart Reading -
Серьезный разговор об ответственности
Рон Макмиллан · бизнесКак вы реагируете, когда сталкиваетесь с неприемлемым поведением? Что, например, вы сделаете, если коллега постоянно опаздывает, а врач пренебрегает правилами и не моет руки перед осмотром?..
Пересказ от Smart Reading -
Доставляя счастье
Тони Шей · бизнесОчень важно найти то, чем вы по-настоящему увлечены. Осознание своей страсти упрощает принятие всех решений и позволяет определить конечную цель. Заниматься тем, что вам нравится, ...
-
Хорошая стратегия, плохая стратегия
Ричард Румельт · бизнесЧто такое стратегия? Допустим, «Ключевая стратегия 2005 года» предприятия — рост выручки на 20%. Похоже ли это на хорошую стратегию? Нет. Это просто цель. Видение или цель — это обособленные идеи...
-
Почему мы покупаем
Пако Андерхилл · бизнесБольшинство решений о покупке принимаются в магазинах, где посетителей легко склонить к спонтанным покупкам: мы видим товар и думаем, что он может нам пригодиться...
-
Конкурентная стратегия
Майкл Портер · бизнесБизнес — это великая игра с высокими ставками, максимумом азарта и минимумом правил. Иногда на кону судьбы целых компаний и их сотрудников, жизнь и смерть собственников и топ-менеджеров...
Пересказ от Smart Reading -
5 уровней лидерства
Джон Максвелл · лидерствоМы привыкли размышлять о лидерстве с позиции власти и статуса, однако автор книги «5 уровней лидерства» Джон Максвелл убежден, лидерство — это не карьера и не продвижение себя...
Пересказ от Smart Reading -
Уровни развития лидера
Джон Максвелл · лидерствоСейчас в нашем мире все изменяется с огромной скоростью. Стандартные инструменты менеджмента перестали давать нужный результат. Поэтому возникла потребность в принципах лидерства, ...
Пересказ от Smart Reading -
Лидеры едят последними
Саймон Синек · лидерствоЛидер, по определению Джона Куинси Адамса (6-й президент США (1825–1829 гг.), это тот, чьи действия «вдохновляют людей больше мечтать, больше учиться, делать больше и становиться больше»...
Пересказ от Smart Reading -
Восьмой навык
Стивен Кови · бизнес«Восьмой навык» по названию и по сути продолжает изданную в 1986 году «Семь навыков высокоэффективных людей»...
Пересказ от Smart Reading