Как сделать, чтобы государство работало для граждан . Практическое руководство по решению общественных проблем и изменению мира

Краткое содержание книги
Читается за 25 минут, оригинал — 20 ч

Время кризисов и возможностей

Мы живем в очень интересное время — с одной стороны, оно отчетливо кризисное, с другой стороны, полное возможностей. Между представителями разных социальных групп, рас, национальностей, политических движений постоянно разгораются конфликты, а мнения радикализируются — и в то же время есть много примеров социально ответственного бизнеса, гражданских инициатив, интересных коллабораций, прозрачных и децентрализованных систем, решающих важные задачи.

Историк и философ Юваль Харари считает, что наступила эпоха, в которой человечество либо приведет себя к краху, либо выйдет на качественно новый уровень развития. Тем, кто предпочитает второй вариант и готов вложить усилия в его реализацию, и адресована книга Бет Новек. Она рассказывает, как решать социальные проблемы в сотрудничестве с населением, используя инновационные подходы и инструменты. Книга будет полезна любому «агенту влияния» на общество — от студента-активиста до социально ответственного предпринимателя или чиновника. Она предлагает широкий набор инструментов и чек-листов, помогающих формулировать суть общественных проблем, искать их причины, подбирать подходы к решению и тестировать результат.

Определяем проблем

Решение любой проблемы состоит из четырех этапов:

  • определение проблемы;
  • определение решения;
  • реализация решения;
  • оценка результатов.

Альберт Эйнштейн говорил: «Если бы у меня был один час, чтобы спасти мир, я бы потратил пятьдесят пять минут на определение проблемы и только пять минут на поиск решения».

Когда мы учились в школе и институте, мы решали задачи, которые уже были кем-то сформулированы заранее. Поэтому мы практически не умеем формулировать проблемы самостоятельно, а ведь от этого зависит большая часть успеха в поиске решения. Но, к счастью, никогда не поздно освоить этот навык.

Определение проблемы — это четкое изложение сути проблемы, дающее первичное представление о том, как ее решить. Оно должно отвечать на следующие вопросы:

В чем заключается проблема?

Когда и где она возникает?

На кого она влияет?

Почему она возникает?

Почему важно ее решить?

Определение проблемы можно также сформулировать в виде гипотезы: «Если [причина], то [следствие], потому что [обоснование]». Причина — это независимая переменная, влияние которой мы хотим измерить.

Если мы введем куар-коды для посещения ресторанов в Москве и Петербурге, это побудит людей делать прививки от коронавируса, потому что горожан больше мотивирует доступ к привычным удовольствиям, чем общая безопасность.

Если сформулировать проблему все еще сложно, можно попробовать:

  • расширить или заузить контекст;
  • взглянуть на проблему с другого ракурса;

Люди, работающие в бизнес-центре — небоскребе, жалуются на слишком медленный лифт. Но проблема, вероятно, не в том, что ехать в нем слишком долго. Скорее всего, людям просто скучно стоять несколько минут в лифте, ничего не делая. Если увидеть эту причину, не придется лезть в устройство лифта — достаточно будет повесить зеркало, включить музыку или добавить еще что-нибудь, что поможет скрасить поездку.

  • обратить внимание на позитивное отклонение — то есть на тех, кого эта проблема не коснулась, и попытаться понять почему.

Решая проблему психологической неустойчивости людей во время кризиса, полезно посмотреть на тех, кто сохраняет бодрость духа, и попробовать понять, что им помогает в этом.


Человекоцентричный дизайн для анализа общественных проблем

Дизайн-мышление помогает нам представить, как люди сталкиваются с проблемой в реальной жизни. Это нужно, чтобы преодолеть разрыв между представлениями тех, кто пытается решить проблему, и непосредственным опытом тех, кого она касается.

Если мы хотим приучить жителей города раздельно собирать мусор, нам нужно понять, как люди обычно обращаются с мусором и что им мешает его сортировать.

Подход к созданию продуктов и услуг, решающих проблемы пользователей, где во главу угла ставятся опыт и потребности реальных людей, называется человекоцентричным дизайном. Как его воплотить? Есть несколько стратегий — от наблюдения за участниками проблемной ситуации, в которой мы хотим разобраться, до сбора цифровых следов. Для многих людей, особенно для интровертов, наблюдать за людьми намного проще, чем с ними общаться, но это не поможет нам понять проблему изнутри и получить важные инсайты. Качественные социальные исследования всегда включают общение с людьми, обычно с помощью интервью или опроса. Сегодняшние технологии дают возможности для быстрого и удобного взаимодействия с большими группами людей.

Инфографика для книги «Как сделать, чтобы государство работало для граждан»
Продолжение — на Smart Reading
Зарегистрируйтесь на Smart Reading и получите доступ к этому и ещё 800 пересказам нонфикшен-книг. Для многих книг есть инфографика. Все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Фрагмент озвучки:
Первые 7 дней доступа — бесплатно.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Аудиокнига

Как сде­лать, чтобы госу­дар­ство рабо­тало для гра­ждан. Прак­ти­че­ское руко­вод­ство по реше­нию обще­ствен­ных про­блем и изме­не­нию мира
Аудиокнига. 17 ч 35 мин. Читают Андрей Троммельман и др.
Бесплатный отрывок:
Купить
699 ₽, ЛитРес
Андрей Троммельман и др.
17 ч 35 мин

Электронная книга

Как сде­лать, чтобы госу­дар­ство рабо­тало для гра­ждан. Прак­ти­че­ское руко­вод­ство по реше­нию обще­ствен­ных про­блем и изме­не­нию мира
Для США наступили темные времена. Кризисы сменяют друг друга. Осенью 2020 года, когда я пишу эти строки, количество умерших от COVID-19 в Америке перевалило за две сотни тысяч и продолжает расти, достигая 20 % от общего числа погибших от коронавируса в мире. Многие другие страны опять вводят карантин, жестко реагируя на новую вспышку заболевания...