Об истории науки и множестве приключений, через которые прошло человечество в поисках знания.
Любознательность стала частью нашей природы. С ранних лет человек пытается понять, по каким принципам работает окружающий мир. В начале XX века психолог Вольфганг Кёлер провел ряд экспериментов, в которых сравнивал поведение шимпанзе и человеческих детей 3–5 лет. Оказалось, что шимпанзе быстрее решают стандартные задачи на физическое взаимодействие (например, ставят ящики один на другой), но совершенно не интересуются тем, какие физические силы при этом работают. Как только задача становится слишком сложной, шимпанзе теряют к ней интерес. Человеческие дети, напротив, продолжают изучать физические объекты, пытаясь решить задачу.
В процессе эволюции люди лучше других видов научились понимать, как работают физические законы. Уже в возрасте нескольких месяцев младенцы улавливают некоторые физические закономерности, например, могут соотнести результат удара двух предметов друг о друга с размерами этих предметов, а также озадаченно реагируют, если законы физики нарушаются.
Стремление к постижению окружающего мира помогло нашим предкам не только выжить, но и выйти за пределы своих физических возможностей, создав абсолютно уникальную среду обитания. Умение наблюдать и задавать вопросы стали основой научного знания. Бонобо и шимпанзе можно научить общению и языку жестов, они могут отвечать на вопросы, но не способны их задавать. Наука, культура и сама цивилизация — следствие нашей врожденной любознательности.
В книге «Прямоходящие мыслители» физик и популяризатор науки Леонард Млодинов предлагает читателям совершить вместе с ним путешествие в поисках научного знания, которое началось с появления первых предков человека в африканской саванне и продолжается до сих пор.
Идея 1. Переход к прямохождению способствовал развитию человеческого мозга
Первый шаг на пути познания наши предки совершили 3–4 миллионов лет назад. Тогда дальние предки человека австралопитеки (Australopithecus afarensis) спустились с деревьев, чтобы получить доступ к новым источникам пищи. Новый образ жизни привел к изменению строения тела (австралопитеки уже обладали признаками прямохождения), что увеличило поле зрения и освободило им руки. Австралопитеки смогли видеть дальше и активнее взаимодействовать с окружающей средой. Новые возможности привели к изменениям мозга, которые затронули зоны, ответственные за переработку информации от органов чувств. При этом лобная, височная и затылочная доли, отвечающие за речь и абстрактное мышление, оставались неразвитыми.
Австралопитеки были совершенно не приспособлены к жизни на земле. Им приходилось конкурировать за пищу с одними видами и стараться не стать пищей для видов других. Чтобы выжить, нашим предкам пришлось стать сообразительнее. За следующие 2 миллиона лет мозг предков человека развился, появился Человек умелый (Homo habilis) — первый представитель рода Homo на земле. Ум Homo habilis превзошел возможности любого из современных приматов, но все еще был очень далек от ума современного человека. Тем не менее по строению черепа Человека умелого уже заметно развитие частей мозга, ответственных за абстрактное мышление и речь, ведь ради выживания ему приходилось учиться сложному коллективному поведению.
Человек умелый совершил первое изобретение в истории человечества: он научился делать каменные орудия. Каменный «нож» расширил возможности взаимодействия с окружающей средой и позволил человеку есть мясо, более питательный продукт по сравнению с растениями. С помощью каменного ножа Homo habilis срезал мясо с животных, пойманных другими хищниками.
Смешанная диета дала человеку избыток энергии, который способствовал дальнейшему усовершенствованию мозга. 1,8 миллионов лет назад появился Человек прямоходящий (Homo erectus) — прямой предок современного человека. Этот вид был крупнее и выше предшественников. Зоны мозга, ответственные за мышление и речь, также увеличились в объеме. Homo erectus уже демонстрировал таланты к созиданию, он научился изготавливать более сложные орудия из дерева и камня. С новым арсеналом Человек прямоходящий смог охотиться сам; мяса в его рационе стало больше. По физическим параметрам предки человека значительно отставали от хищников, поэтому они были вынуждены охотиться группами и координировать совместные действия, что привело к дальнейшему развитию навыков взаимодействия и общения. Способности договариваться и планировать стали необходимы для выживания вида.
Также Homo erectus научились добывать огонь. Они могли согревать себя в холодном климате, а охота позволяла не зависеть от растительной пищи. Благодаря мясу и огню Человек прямоходящий смог расселиться по всей Африке, Азии и Европе.
Около полумиллиона лет назад на смену Человеку прямоходящему пришел Человек разумный (Homo sapiens), чей мозг был лишь немногим меньше нашего. Примерно 200 тысяч лет назад, наконец, появился и человек современного вида (Homo Sapiens Sapiens). Но эволюция продолжалась, и примерно 40 тысяч лет назад наш вид пережил революционное изменение: у людей появилось символическое мышление. Наши предки научились мыслить образами и идеями. Человека стали интересовать метафизические причины бытия, а от вопросов «Кто я?», «Почему я существую?» и «Что будет со мной после смерти?» совсем недалеко до вопроса «Что такое атом?».
Идея 2. Развитие духовной культуры — главная причина перехода человека к оседлому образу жизни
Люди времен палеолита вели жизнь охотников и собирателей, довольствуясь тем, что предлагала им природа. Но 10–12 тысяч лет назад быт людей изменился, появились первые поселения. Люди уже не просто брали дары природы, они начали менять условия обитания под себя. Они строили жилища и производили пищу, перейдя от собирательства к земледелию. Этот период получил название «неолитической революции».