Как устроено чудо
До 2009 года 11 ноября был в Китае самым обычным осенним днем. Китайцы в шутку называли его Днем холостяка: дату составляют одни единицы. Но в 2009 году все изменилось — День холостяка превратился в день онлайновых распродаж, когда весь Китай одержим покупками. В этот день все покупают все, и каждый год количество заказов только растет. Это превращение произошло благодаря компании Alibaba.
Ежегодно компания побивает собственные рекорды. Казалось, пик был достигнут в 2016-м: 175 тысяч заказов и 120 тысяч платежей за одну секунду! Спустя год Цзэн Мин сидел перед монитором компьютера в офисе компании и ждал полуночи — начала праздника продаж. Время на часах обнулилось — а потом Цзэн Мин стал свидетелем невероятного. Цифры на мониторе стали мелькать с огромной скоростью. В течение 11 секунд продажи выросли сразу на 100 млн юаней — $15 млн. Спустя 17 секунд перевалили за миллиард юаней! А через 12 минут после старта продаж первая посылка уже была в руках шанхайского клиента. В течение дня было сформировано 812 млн посылок, которым предстояло разлететься по всему миру. Если уложить их бок о бок, они обойдут земной шар 1200 раз. При этом Alibaba — не розничный продавец, у компании нет собственных складов, на которых хранятся горы товара. Посылки пришли со всей страны и разойдутся по стране благодаря тщательно продуманной логистике.
Такие цифры и скорости потрясают воображение, и на миг самому Цзэн Мину показалось, что он наблюдает финансовое чудо. Но, будучи директором по стратегическому развитию Alibaba, знал он и другое: это чудо — результат тщательно спланированной работы, в основе которой лежат несколько твердых принципов.
Что такое умный бизнес
Как все начиналось
Alibaba началась с того, что в 1999 году молодой преподаватель Джек Ма собрал в Ханчжоу несколько своих приятелей и предложил им создать сайт, который бы помогал обслуживать малый и средний бизнес. Этот сайт он предложил назвать по имени героя сказки «Тысячи и одной ночи». В 1999 году предложение Джека Ма и в самом деле больше всего походило на сказку: интернет в Китае был доступен лишь 1% населения, розничная торговля в стране, лишь недавно выбравшейся из социальной ямы, была крайне неразвита. Большая часть всей торговли регулировалась государством, которое пока не обращало внимания на небольшие компании, — на них-то и решил сосредоточиться Ма.
Ма понимал, что в сложившихся условиях ему с товарищами предстояло создать всю индустрию розничной торговли в огромной стране с нуля, да еще на новой — онлайновой — основе. Однако то, что казалось главным препятствием, стало главным фактором успеха: придя со своими идеями на пустое место, Джек Ма был свободен в действиях. Ему не пришлось вытеснять из бизнеса более ловких конкурентов — их не было. Он не стал создавать склады для товаров и транспортный парк, чтобы доставить посылки клиентам (и в этом прозорливом решении было будущее преимущество Alibaba перед Amazon). Вместо этого Alibaba приглашала к себе коммерсантов, обещая им условия для бизнеса. Она просто предлагала им виртуальную витрину, в которой торговцы могли выставить свой товар, и гарантию того, что эту витрину никто не разобьет. К тому же продавцы могли регистрировать свои товары бесплатно — в этом было преимущество Alibaba перед главным конкурентом eBay, который в конце концов сдался и ушел с рынка.
Уже в 2003 году Alibaba представила платформу Taobao, в переводе с китайского — «поиск сокровищ», и это название соответствовало истине: товары на Taobao были самыми разнообразными, что не могло не привлечь внимание клиентов. Тогда Taobao был лишь форумом, на котором торговцы, привлекая внимание клиентуры, выкладывали фотографии товаров. Ныне это место, где ведут бизнес более 10 млн продавцов, продавая свои товары 400 млн заинтересованных покупателей. А в 2010 году был запущен международный сайт AliExpress, связавший китайских предпринимателей со всем миром: еще 60 млн активных покупателей и $10 млрд объем товарооборота.
Alibaba — это китайский Amazon? Джек Ма категорически не согласен с такой трактовкой. Сравнявшись по рыночной капитализации с американским гигантом, его компания, однако, не копировала его принципы, опираясь на совсем другие решения. Alibaba не занимается продажей товаров конечному потребителю, как Amazon, — она создает площадку для этого, соединяя продавцов, маркетологов, производителей и покупателей в одну сеть. К тому же лишь недавно выбравшийся из нищеты Китай очень быстро привык к мобильным платежам: на его фоне традиционная банковская система США, которая постепенно подтачивается действиями Google и Amazon, выглядит очень неповоротливой. Иными словами, американцы по-прежнему носят в кармане бумажник — китайцы везде обходятся смартфоном. Четверть века назад таких технологий в Китае, конечно же, не было — именно поэтому они сразу захватили бизнес, а Джек Ма этим воспользовался.
Главная формула
Невероятные объемы продаж и впечатляющая логистика возможны потому, что Alibaba представляет собой умный бизнес. Вот его формула:
Две эти базовые составляющие — не чисто китайское открытие, принципы известны всему миру, но и здесь у Китая были важные преимущества. Скоординировать работу бизнес-игроков через интернет оказалось проще, к началу XXI века торговая инфраструктура в стране была очень слаба. США были впереди в интеллектуальной обработке данных, зато Китай сразу поставил разработанную технологию на коммерческие рельсы, и теперь множество процессов — от анализа предпочтений клиентов до времени отгрузки товара — подчинено алгоритмам машинного обучения. Говоря языком восточной мудрости, сетевая координация — это «ян» по отношению к «инь» — интеллектуальной обработке данных. Взаимодействуя, два этих компонента меняют сам механизм создания стоимости.
Сетевая координация, или История Taobao
Первые 7 дней доступа — бесплатно.