Формирование мозга – это сложный процесс, научное описание которого вряд ли принесет практическую пользу молодым родителям. Поэтому в данной книге приводятся советы о воспитании детей, подтвержденные фактами. Их будет легко применить на практике, и они помогут развеять многочисленные мифы о развитии детского мозга.
Современное многообразие источников информации предлагает множество рекомендаций о том, как развивать ребенка, даже если он еще находится в утробе. Это порождает самые разные мифы о воспитании детей. Например, многие верят, что, если во время беременности включать музыку Моцарта, прикладывая наушники к животу, или показывать грудному младенцу передачи по развитию речи, он будет более способным к математике и быстрее увеличит свой словарный запас. На самом деле ребенок будет просто помнить музыку, а больше слов он узнает, если родители всего лишь будут с ним разговаривать. Лучшими же средствами развивать умственные способности малыша будут цветные мелки и картонная коробка, а не электронные девайсы.
Наука о мозге дает общие правила для начинающих родителей, но она не сможет предложить решения для любой ситуации, возникающей в процессе воспитания. Это связано с тем, что и дети, и родители разные, их поведение индивидуально, да и семьи различаются по статусу и ценностям. Кроме того, окружение ребенка меняется и тоже оказывает на него влияние, ограничивая воздействие родителей. Строение мозга у каждого из людей уникально, а человеческое поведение очень сложно, поэтому идеального исследования, дающего однозначный рецепт воспитания, просто не существует.
Ученые точно определили, что первые пять лет жизни ребенка очень важны для его развития. Одно из исследований показало, что дети, которые прошли программу дошкольного развития, имели лучшую успеваемость в школе и чаще поступали в колледж. Однако 50 % потенциала ребенка зависит и от его генетических особенностей, поэтому важно не просто обеспечить среду для развития заложенных способностей, но и сделать все возможное, чтобы оказать положительное влияние на своих детей и направить их потенциал в нужное русло.
Задача и обязанность каждого родителя – обучать своих детей, несмотря на то, что это долгий и энергозатратный процесс.
Основной функцией мозга является обеспечение выживания. Из-за сложности его строения забота о детях, которая является способом продолжить свой род, отнимает много сил и времени. Но именно воспитание потомства помогает человечеству выживать. Этому способствует и социальное устройство в целом, позволяющее работать в команде и строить отношения с другими людьми, особенно в рамках семьи.
Понятие семьи никогда не было стабильным. Во времена королевы Виктории эта ячейка общества состояла из мужчины, женщины и 2–3 детей, то есть семья была нуклеарной. Позже, с увеличением числа разводов, смешанные семьи (образованные в ходе распада двух семей) стали более типичными. Кроме того, сегодня уже появляются и гомосексуальные семьи. Такие частые изменения не дают возможности определить, применимы ли принципы, изложенные в данной книге, для новых моделей семьи. Невзирая на это, есть общие закономерности, которые помогут вам в воспитании ваших детей.