Дэвид Марке — капитан ВМФ США в отставке, во время службы командовал атомной подводной лодкой «Санта Фе».
Дэвид получил корабль в плачевном состоянии — регулярные проверки команда проходила с трудом, процент ротации кадров был очень высоким.
Однако Дэвид был полон решимости изменить ситуацию. Он проанализировал модель управления, сложившуюся на флоте, которую кратко можно описать термином «лидер — подчиненный». По его мнению, она являлась неэффективной, поскольку вся ответственность за принятие решений была сосредоточена в руках одного человека — капитана. В такой ситуации, во-первых, капитан должен был знать обо всех операциях, производимых каждым членом команды, и чуть ли не лично контролировать их. Во-вторых, команда отказывалась от самостоятельного мышления и развития, действуя только по приказу и не проявляя инициативы.
Дэвид предложил и сумел внедрить на «Санта Фе» другую модель взаимодействия, которую он назвал «лидер — лидер». Суть ее состояла в том, что ответственность за принятие решений спускалась все ниже по цепочке, вплоть до обычных матросов. Разумеется, капитан по-прежнему является командующим и отвечает за все, что происходит на судне, однако этот уровень ответственности не означает, что он принимает каждое конкретное решение сам. При этом люди приучаются быть самостоятельными и активно развиваются, наращивая как технические компетенции, так и лидерские качества. В итоге успех команды перестает зависеть только от личных компетенций капитана.
Данная модель оказалась настолько успешной, что «Санта Фе» стала образцом для подражания на флоте. Процент офицеров, получивших после аттестации более высокие звания, вырос многократно. Многие офицеры, служившие на «Санта Фе», сами затем стали капитанами. И эта ситуация оставалась неизменной даже спустя десять лет после того, как Дэвид покинул корабль — именно в это время он приступил к написанию книги.
Выйдя в отставку, Дэвид решил превратить накопленный на флоте опыт в методику развития лидерства, которую и изложил в данной книге. Она адресована каждому руководителю, понимающему, что сила его команды — в готовности каждого принимать решения и нести ответственность.
За время своей работы в качестве консультанта по лидерству Дэвиду часто приходилось сталкиваться с плохо функционирующими предприятиями. Причем зачастую и руководство этих предприятий, и сотрудники понимали, что надо что-то изменить, но не понимали, что именно. По мнению Дэвида, такая ситуация всегда связана с тем, что в компании работает устаревшая модель управления.
На протяжении многих веков человечество знало только одну модель управления: «лидер — подчиненный». Тот, кто руководит процессом, отдает приказы, а тот, кто работает, их выполняет. Эта модель всегда была успешной и породила величайшие достижения человечества: от Египетских пирамид до Эйфелевой башни. Однако она была оптимальна тогда, когда от подчиненных нужен был физический труд. Времена изменились, и теперь самые значительные достижения человечества достигаются интеллектуальным трудом. И модель «лидер — подчиненный» утратила эффективность.
Осознавая эту проблему, многие компании пытаются ввести различные программы лидерства и тренинги по лидерству. Однако в этом случае посыл противоречит цели. С одной стороны, такие программы должны научить рядовых сотрудников стать лидерами. С другой, получается, что «стать лидером» — это указание, которое опять спускается сверху. Поэтому обычно такие программы не имеют долгосрочных результатов.
Есть еще один важный недостаток в модели «лидер — подчиненный» — зависимость успеха предприятия от личности руководителя. Раз все решения принимает лидер, то высокие показатели — его личная заслуга. То же касается и возникающих проблем.
Что же делать?
Ответ на этот вопрос дает книга Дэвида Марке. В Части 1 он рассказывает, как происходил отказ от старой модели, а в частях 2, 3 и 4 — как ее место заняла новая модель.
Часть 1. Новое начало
До того как стать капитаном «Санта Фе», Дэвид уже пытался внедрить новую модель взаимодействия на судне «Уилл Роджерс». В отличие от «Санта Фе», это был отлично функционирующий корабль, где капитан был в курсе всего происходящего до мельчайших подробностей. Дэвиду это не нравилось, он не мог и не хотел быть таким руководителем, видя в этой ситуации явные риски: а что будет, если капитан заболеет? Что будет, если он допустит ошибку?
Дэвид сделал попытку внести изменения хотя бы на своем участке работы. Он попытался заставить своих людей самих принимать решения, а ему лишь сообщать о них. Но люди встретили эту идею с недоверием. Никто не хотел брать на себя ответственность. Когда же они все-таки делали попытки решить что-то сами, то принимали неверные решения. В итоге ему пришлось отказаться от этой идеи, но лишь на время.
Вернувшись на берег после службы на «Уилле Роджерсе», Дэвид попытался понять, почему его эксперимент провалился. Он выяснил, что существует три основополагающих факта, которые и привели к неудаче.
— Во время любого обучения руководителям всегда говорят, что они должны воспитывать в своих подчиненных лидеров. Но почему? Почему лидерство надо воспитывать? Это ведь врожденное качество, его нельзя активировать по приказу начальства.
— Методы управления подчиненными, которым его учили, вовсе не те методы, которые он хотел бы, чтобы применяли к нему самому. Для Дэвида самый лучший метод взаимодействия с руководством — это когда ему задают определенную цель, но дают свободу действий в выборе способов ее достижения.
— В стандартной модели управления на флоте получается, что технические знания капитана напрямую отражаются на функционировании всего корабля. Но это неправильно! Компетентность не должна быть прерогативой одного лишь руководителя.
В итоге получается, что на «Уилле Роджерсе» Дэвид просто попытался навязать сверху некую программу лидерства. Он приказывал людям стать проактивными, заставлял их принимать решения. Но это противоречило тому, чего он хотел добиться в итоге.
Вопросы для размышления:
Первые 7 дней доступа — бесплатно.