О роли музыки в исцелении болезней, улучшении качества жизни и развитии когнитивных способностей.
Медицина — это не только наука, но и искусство. Как и в искусстве, в ней возможна импровизация, в частности, для того, чтобы между врачом и пациентом установились взаимопонимание и доверие. В качестве импровизации, по мнению Дэниела Левитина, уместно использовать музыку.
Известно, что музыка оказывает влияние на биологию мозга. Она активирует нервные пути, синхронизирует паттерны возбуждения нейронных узлов и модулирует нейромедиаторы и гормоны. Благодаря ей в организме происходят благоприятные изменения. Музыка помогает достичь расслабления при стрессе, снижает артериальное давление, облегчает лечение диабета и депрессии, наполняет энергией во время физической активности. Спортсмены перед соревнованиями часто слушают музыку, выбирая ее по своему вкусу. Люди с болезнью Паркинсона легче двигаются под музыку, при болезни Альцгеймера музыка помогает сосредоточиться и улучшает память.
Музыка может уменьшить болевой сидром, улучшает настроение, усиливает жизненную энергию и помогает путешествовать во времени: например, когда человек лежит на больничной койке, музыка вызывает в нем воспоминания и мечты о том, как он путешествовал и еще отправится когда-нибудь в дальнюю поездку.
Независимо от того, играете ли вы на музыкальном инструменте или просто слушаете музыку, она облегчает доступ к вашему подсознанию. С помощью музыки можно ощутить присутствие высшей силы, чувство великой красоты, а посещение концерта может стать одним из самых волнующих впечатлений.
Двадцать тысяч лет назад древние целители и шаманы лечили игрой на барабанах множество болезней, от психических заболеваний до ранений и слабости. С шаманов началась музыкальная терапия. Библейский царь Саул мучился от печали и дурного настроения. В таких случаях он призывал Давида, который играл ему на лире, и «злой дух покидал его». Платон считал, что музыка проникает в самые глубины души. Гиппократ, которого считают отцом западной медицины, был уверен, что музыкой можно лечить как физические, так и психические болезни. Птолемей в трактате «Гармоника» описывал взаимосвязь музыки, эмоций и терапии. В современном мире музыка считается развлечением, а лечение — делом врачей. Но, возможно, пришло время объединить эти две сферы, и музыка уже участвует в исцелении.
Идея 1. Музыка воздействует на работу мозга
За взаимодействие между эмоциями, памятью и звуком отвечает наш мозг. Он позволяет нам запоминать понравившуюся музыку, мысленно составлять плейлисты и благодаря музыке переноситься во времена юности.
Шесть основных чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние, чувство равновесия) создают так называемые сенсорные карты, которые отслеживают наше внутреннее состояние. К сенсорным картам относятся чувство голода, холода, времени. Сенсорные рецепторы улавливают события внешнего мира — шелест листьев, запах цветов. Рецепторы шлют электрические импульсы в разные участки нашего мозга. Музыкальные особенности мозг анализирует отдельно. Звук попадает на барабанные перепонки, достигает ствола мозга, а затем поднимается к мозжечку. Из мозжечка звук поступает в подкорковую область, так называемый нижний бугорок. Он помогает локализовать звук, воспринимать его высоту и обращать внимание на слух. Например, мы можем отойти подальше от источника внезапного громкого звука. Звук, поступающий в ствол мозга, соединяется с двигательными центрами в мозжечке, таламусе и моторной коре головного мозга. Мы осознаем значение звука, когда сигнал поступает в слуховую кору.
Мы воспринимаем музыку благодаря слуху. Как мы слышим? У всех млекопитающих есть барабанная перепонка. Это тонкий участок натянутой кожи, реагирующий на движение молекул в воздухе или в воде. Барабанная перепонка двигается в ответ на вибрации окружающей среды. Когда о перепонку ударяются вибрирующие молекулы, она двигается внутрь и наружу. Благодаря этим движениям звуковой сигнал преобразуется в электрохимические реакции нейронов и нейронных скоплений.
Одни мозговые цепи сначала извлекают высоту звука, продолжительность и громкость, затем, с помощью других цепей, определяют, откуда он исходит, близко его источник или нет, приближается или удаляется. С помощью этого анализа мы отличаем один музыкальный инструмент от другого, знакомый голос — от незнакомого, слышим, в каком настроении человек, с которым мы разговариваем.
Но не только люди и другие млекопитающие слышат. У насекомых подобие барабанной перепонки расположено на ногах, и с его помощью они улавливают колебания воздуха. Богомол обладает единственным ухом, которым слышит щелканье летучих мышей, которые на него охотятся. Пауки издают звуки в широком диапазоне, почти равном человеческому. У птиц, рептилий и амфибий тоже есть барабанные перепонки. У рыб есть так называемая боковая линия, которая проходит вдоль тела от головы до хвоста. С ее помощью они улавливают движение молекул воды, таким образом ориентируясь в пространстве, ища пищу и избегая хищников.
Музыка — это не просто звуковые сигналы. Ее воспроизведение активирует зрительную зону коры головного мозга, когда мы читаем ноты и смотрим на других музыкантов, и на свои пальцы и кисти во время игры на музыкальном инструменте. Прослушивание музыки активирует затылочные доли мозга. Они связаны со зрительными образами: воспоминаниями или другими мысленными образами, которые активирует музыка. Это могут быть пейзажи, какие-то занятия, вид неба, абстрактные формы.
Слушая музыку, мы активируем долговременную память, вспоминая события, связанные с хорошо знакомой песней.
При этом наши центры памяти пытаются найти похожую музыку. Так можно распознать знакомую мелодию в новой аранжировке, которую мы не слышали раньше, отмечая сходство и различие.