О философии «Лови момент» и о том, как следование ей помогает сделать жизнь более осмысленной и насыщенной.
Выражение «Carpe diem» («Лови момент») существует уже 2 тысячи лет, со времен римского поэта Горация, который является его автором. Оно весьма популярно: его используют в песнях, татуировках, фильмах и книгах. Эквиваленты этого выражения есть у разных народов. Существуют линии одежды Carpe diem и рестораны с аналогичным названием.
Однако не все вкладывают в эти слова одинаковый смысл. Одни считают, что оно означает что-то вроде «живи полной жизнью», другие — что нужно погрузиться в гедонизм, пока ты жив (потом уже не будет возможности), третьи — что нужно спокойно и осознанно погружаться в настоящий момент.
Роман Кржнарик в своей книге анализирует все значения и послания этого выражения, его противоречия и роль в личной и общественной жизни. Этот философский идеал учит нас жизни, но следовать ему нелегко. Возможно, за этим девизом стоит страх смерти, сознание того, что жизнь коротка и наше время уходит с каждым днем? А может, оно означает, что мы хозяева своей судьбы и должны занять активную позицию, распоряжаясь собой? На эти вопросы нет однозначного ответа.
Автор исследует разное отношение к этому девизу на протяжении веков, в разных странах, в теории и на практике. По его собственным словам, он пытается создать культурную и философскую биографию carpe diem. По мнению Кржнарика, смысл этого выражения ускользает от современного человека, а его богатый потенциал для преобразования нашей жизни не используется. Ведь если правильно следовать этому девизу, можно жить глубоко и понять саму суть жизни. Если им пренебречь, то к старости только и останется, что оглядываться на прожитый путь и сожалеть об упущенных возможностях.
Сегодня смысл фразы Горация искажен потребительской культурой, которая свела его к тому, что нужно быстро купить то, что хочется. Его искажает и тайм-менеджмент, призывающий рационально планировать время. Момент якобы ловят и цифровые развлечения, быстрые и доступные, заменяющие жизненные удовольствия на виртуальные. Искажает смысл carpe diem и движение осознанности, пропагандирующее жизнь «здесь и сейчас». Оно действительно полезно для борьбы с депрессией, снижением стресса и другими проблемами, но «лови момент» — это другое. Carpe diem тоже может стать средством самопомощи и, более того, — способом гармоничного и осмысленного существования.
Идея 1. В основе смысла carpe diem лежит осознание конечности собственной жизни
Мало кто из нас думает о смерти, тем более о собственной. Однако для полного осознания carpe diem нужно понимать эфемерность своего существования и думать о его конечности как о чем-то естественном. Одни рождаются со способностью осознавать свою смертность, другие обретают ее, погружаясь в религию. А некоторым нужно прийти к этой мысли, чтобы проснуться и осознать все жизненные возможности, которыми можно воспользоваться. Однако и человеческая психика, и современное общество ограждают нас от мыслей о смерти.
Рональд Дункан, английский писатель, поэт и драматург немецкого происхождения, происходил из семьи австрийско-немецких аристократов и был утонченным интеллектуалом. Кроме этого, он был страшно любопытен и постоянно искал новых впечатлений. Окончив Кембридж, он продал свою одежду, купил взамен старое тряпье и отправился искать работу в угольной шахте. Там он сообщил, что умеет работать с лошадьми, и получил работу конюха, ухаживая за шахтерскими пони на дне шахты.
Через месяц он отбыл в Индию, в ашрам, где познакомился с Ганди. Идеи Ганди вдохновили его основать коммуну в английском Девоншире, на ферме, куда он пригласил знакомых поэтов и пацифистов. Но они не умели и не хотели ухаживать за коровами, и затея быстро провалилась. Дункан продолжал свои эксперименты. Он решил жить, воплощая свои идеи, а не просто разглагольствуя о них. Об этом он писал в своей книге «Все люди — острова». В ней он отмечал, как остро чувствует эфемерность жизни, ее краткость и ограниченность. Каждое утро он удивлялся, что еще жив. Для него смерть была абсолютно реальна, но люди вокруг, казалось, и не подозревали об этом. Они могли бы полвека ходить в какой-нибудь офис, чтобы заработать деньги, не пытаясь увидеть что-нибудь еще и даже не думая об этом.
Смерть — единственная неизбежность в человеческой жизни, а между тем, мы совершенно не думаем о ней. Мы бездумно тратим время на телевизор, социальные сети, разглядываем фотографии котиков и товаров в Интернете или читая сплетни о знаменитостях. Есть множество талантливых людей, умерших молодыми, которые многое бы отдали за лишний день жизни — и при этом столько людей проводит свои дни впустую.
Сегодня в большинстве культур смерть отправлена на задворки. В Средние века стены церквей украшали фрески и танцующими скелетами, человеческие черепа были частью интерьера и украшали столы. Все это означало memento mori, «помни о смерти» — напоминание о том, что можно умереть в любой момент. Эпидемии, детская смертность, бесконечные войны угрожали человеку, и потому люди жили интенсивно и страстно.
В современном обществе тема смерти табуирована. И не только смерти, но и старости: реклама изображает вечно молодых людей. Стариков прячут подальше, в дома престарелых, с глаз долой, чтобы они не присутствовали ни в жизни, ни в мыслях. Умирают люди в больницах, чтобы не пугать домашних — а когда-то большинство людей умирали дома.
Есть, правда, некоторые культуры, в частности мексиканская, в которой смерть является частью жизни. В Мексике проводятся ежегодные фестивали «День мертвых», когда семья проводит день и ночь у могил близких, а дети играют со скелетиками из папье-маше и едят печенье в форме костей. Такое же отношение к смерти можно видеть на ирландских поминках и джазовых похоронах в Новом Орлеане. Но в Австралии, где вырос Кржнарик, и где умерла его мать, об умершей почти не говорили: разговоры о смерти и публичное выражение горя были не приняты.
Между тем осознание смерти помогает нам задуматься о жизни. Психотерапевты советуют специальные упражнения. Одно из них — представить себя в конце своей жизни и написать свой собственный некролог (или два: идеальный и реальный). Другое упражнение: представить хвалебные речи на собственных похоронах. Самое простое: нарисовать прямую линию на листке бумаги. На одном конце — жизнь, на другом — смерть. Затем отметить крестиком точку на линии, обозначающую время, в котором вы сейчас находитесь. На эту линию нужно медитировать 5 минут.