О том, как выступать на публике уверенно, как доносить свои идеи до аудитории и как правильно их «упаковывать».
Выступления перед публикой, в той или иной мере, пугают каждого. Один человек справляется с тревогой за пару часов, а другой мучается долгими бессонными ночами, прокручивая в голове планируемую речь, жестикуляцию и представляя реакцию слушателей.
Зачастую страх провала и публичного унижения гораздо сильнее страха высоты, воды, замкнутых пространств и даже смерти (!). Мы боимся показаться нелепыми, когда на нас смотрят десятки глаз. Одна только мысль о сцене вызывает сердцебиение, дрожь в теле и капельки пота на лице.
Наше сознание окутывают стереотипные страхи, связанные с выступлениями — «Вдруг я забуду текст», «Я выгляжу глупо», «Никому это не будет интересно». Мы так нервничаем и накручиваем себя, что не можем выглядеть органично и расслабленно перед слушателями. Наше напряжение передается аудитории.
Но нам всем приходится выступать перед другими — в школе или даже раньше. В детском саду нужно петь песни и разыгрывать сценки на утренниках, в школе делать доклады, в университете защищать диплом, а на работе выступать перед коллегами. С годами ставки только повышаются. От умения эффектно выступать и вдохновлять других зависит уже не только успех театральной постановки «Красная шапочка», но и будущие перспективы. Так называемая «презентационная грамотность» становится все более нужной способностью человека двадцать первого века.
Есть верный способ победить свой страх — научиться выступать и полюбить это всем сердцем. Тогда ваша страсть во время выступления растопит лед в душе любого и вызовет бурные овации слушателей. Как этого достичь рассказывает Крис Андерсон в книге «TED TALKS. Слова меняют мир: первое официальное руководство по публичным выступлениям».
Автор книги не понаслышке знает о тонкостях публичных выступлений. Он является идеологом и куратором ежегодной конференции «TED Talks» (аббревиатура от англ. Technology, Entertainment, Design), на которой лекторы доступным языком рассказывают об уникальных и полезных для общества идеях. Создатели конференции борются с привычным образом долгих и скучных докладов, понятных только узкому кругу лиц. У каждого лектора есть только восемнадцать минут, за которые он должен успеть поделиться своими мыслями со зрителями.Выступающим может стать любой человек, который может просто и доступно рассказать об интересной идее. Делиться знаниями нужно так, чтобы самая сложная идея была понятна не только ограниченной группе специалистов, но даже ребенку.
Автор книги предлагает использовать принципы организации конференции как основу любого публичного выступления. За свою многолетнюю практику общения с лекторами Андерсон сделал вывод, что секрет хорошего доклада кроется в лаконичности и простоте, а блестящего — в умении создавать уникальную и запоминающуюся речь. Не существует универсального правила создания идеального выступления. Но существуют средства, которые при правильном сочетании помогут вам подготовить выдающееся выступление.
Часть 1. Содержательная сторона выступлений — как и что нужно говорить.
Идея 1. Основа выдающегося выступления — идея, полезная аудитории, искренняя заинтересованность в теме, личный опыт
Цель любого выступления состоит в том, чтобы поделиться со слушателями новой и полезной информацией. Выступающий становится «первооткрывателем» нового знания. Пришедшим на выступление людям хочется услышать то, что их вдохновит, удивит и даже побудит к действию. Никто не приходит на выступления, чтобы просто посмотреть на бесцельно говорящего человека, даже если он делает это красиво и харизматично. Успех любой речи, в первую очередь, зависит от того, о чем вы говорите.
Главное — рассказать слушателям то, что изменит их восприятие окружающего мира. Это может быть необычная история создания нового вида зубочисток, исповедь о пережитом цунами или рассказ о кругосветном путешествии. На всех этапах подготовки всегда помните, что ваша цель — оставить частичку себя в памяти людей и передать свою мысль другим. Чтобы избежать пустого выступления, спросите себя: «Значима ли ваша идея настолько, чтобы делиться ею с другими людьми?». Отнеситесь к себе максимально объективно и не принижайте свои способности. Если раз за разом вам кажется, что все выбранные вами темы бессмысленны и не достойны выступления, спросите совета друзей. Они подскажут вам, насколько нова и интересна ваша идея.
Найти свою тему для выступления непростая и важная задача. Вы можете привлечь внимание слушателей не только своими глубинными знаниями в какой-либо области, но и жизненным опытом. Неповторимость и уникальность вашей жизненной истории может являться темой для выступления. У каждого найдется десяток историй, которые могут быть интересны и полезны другим людям. Они будут отличным материалом для подачи новой идеи на выступлении.
Когда на ум не приходят истории из жизни, можно поискать вдохновение в своих увлечениях. Дело, которым вы занимаетесь в свободное время, вам нравится, а значит, вы можете с энтузиазмом и страстью рассказать о нем. Если вы недостаточно хорошо разбираетесь в этой теме, но чувствуете свой потенциал — не бойтесь и рискните. Перспектива будущего выступления послужит хорошей мотивацией быстрее изучить давно интересующую тему. Не до конца изученная тема хороша еще тем, что у вас не будет эффекта профессионалов: «зачем это объяснять слушателям, это и так понятно». Вы сможете лучше вжиться в образ зрителя и понять, какие вопросы возникают у человека, пытающегося разобраться в этой теме впервые.
Каждый человек может найти тему, рассказать о которой может только он и никто другой. Такое выступление будет уникальным и вдохновляющим. Но если вы не уверены в своих силах, ленитесь и не готовы тратить время на размышления о нужности вашей темы, то выступать точно не стоит. Выступления, на которых оратор говорит нехотя и без энтузиазма, заметны сразу.