Филип Котлер – американский экономист и маркетолог, автор книг и статей по маркетингу и менеджменту. За выдающийся вклад в маркетинг был удостоен большого количества наград и званий, является почетным доктором многих известных университетов, в том числе Российского экономического университета им. Плеханова.
Котлер первым выделил маркетинг в отдельную специальность. Он собрал и систематизировал разрозненные знания, приемы и принципы маркетинга, которые до этого относились к совершенно разным наукам.
Его учебники изданы тиражом более 3 млн экземпляров, переведены на 20 языков. Для 58 стран они являются своеобразной библией маркетинга.
Трансформации маркетинга
Маркетинг с течением времени менялся. Из первоначальной направленности на продукт (стратегия 1.0) он стал маркетингом, направленным на потребителя (2.0). Анализ и проектирование факторов, которые влияют на поведение людей, для более эффективного решения бизнес-задач – стратегия 3.0 – человекоцентрированный маркетинг. Эта концепция учитывает ожидания потребителя, который хочет получить от выбранного бренда не только пользу и эмоциональное удовлетворение, но и духовное наполнение. Так компания внушает потребителю, что, покупая её продукт, он еще и кормит бездомных животных, или помогает обездоленным детям, или озеленяет город, то есть становится хорошим человеком. Компания зарабатывает, когда люди начинают думать о себе лучше, чем они есть на самом деле.
На следующем этапе маркетинг сделал разворот в сторону цифровизации (маркетинг 4.0), внедрения цифровых технологий. Этот процесс значительно ускорился с началом пандемии Covid-19 и последующим карантином. Возникла необходимость адаптации к новым бесконтактным и цифровым реалиям.
Технологии должны быть использованы на благо человечества. Это концепция стратегии «Маркетинг 5.0». Наступило время, когда компании должны в своих маркетинговых стратегиях, тактиках и операционной деятельности максимально раскрыть потенциал продвинутых технологий.
Особенности маркетинга 5.0
«Маркетинг 5.0 возникает в противовес трем основным вызовам: разрыву поколений, поляризации общества по уровню обеспеченности и цифрового разрыва. Впервые в истории на Земле совместно живут пять поколений с различающимися взглядами, предпочтениями и поведением».
Маркетинг 5.0 применяет технологии, имитирующие человека. Цель – создание для потребителя ценности, сообщения о ней, ее предоставление и увеличение на всем клиентском пути. Одна из основных тем в маркетинге 5.0 – технологии следующего поколения. Это группа технологий, которые стремятся воссоздать работу экспертов-маркетологов. Они включают в себя искусственный интеллект (ИИ), технологии обработки естественного языка (NLP), сенсоры, робототехнику, дополненную реальность (AR), виртуальную реальность (VR), «интернет вещей» (обмен информацией устройств и машин) и блокчейн (цепочка блоков, содержащих информацию). Комбинация этих технологий – движущая сила маркетинга 5.0.
Используя аналитику больших данных, можно индивидуально настраивать маркетинговые стратегии под каждого клиента. Это концепция маркетинга «сегмента из одного (потребителя)», самая распространенная практика сегодня.