На шаг впереди . Как предотвратить проблему до того, как она возникла

Краткое содержание книги
Читается за 35 минут, оригинал — 10 ч
Очень кратко:

О том, как научиться решать проблемы до их появления.

Когда в частной или общественной жизни происходят чрезвычайные ситуации, на них реагируют соответствующим образом: тушат пожар, спасают тонущих, оказывают поддержку потерявшим работу. Проблемы так или иначе решаются, но мало кто задумывается об обстоятельствах, которые их породили.

Есть широкий круг профессионалов по борьбе с неприятностями, но, по мнению Дэна Хиза, было бы гораздо лучше, если бы они просто не происходили. И усилия надо прикладывать не только после события, чтобы ликвидировать последствия, а до того, как оно произошло.

В начале книги приводится притча. Двое друзей устроили пикник на берегу реки. Внезапно они услышали крики о помощи и увидели тонущего ребенка. Оба бросились в воду и вытащили утопающего, но тут же закричал другой тонущий ребенок, которого несло течением. Вытащили и его, появлялись все новые и новые тонущие дети, и их тоже спасали, выбиваясь из сил. И вдруг один из участников пикника вылез из воды и пошел вверх по течению. На вопрос возмущенного друга, куда это он собрался, он ответил, что хочет поймать того, кто бросает детей в воду. Спасение детей — это реакция. Попытка найти и обезвредить того, кто бросает их в воду, — предотвращение проблемы. Отсюда и название книги — «Вверх по течению».

Как правило, заметной и вознаграждаемой бывает именно реакция, а не борьба с проблемой до ее возникновения. Все знают, как важна работа полицейского, который борется с преступностью с применением силы: оружия, ареста, задержания. И мало кто обращает внимание на профилактику преступности, работу с детьми из неблагополучных семей, создание условий для их физической активности, стремление заинтересовать увлекательным делом. То же самое происходит с патрулированием улиц: один полицейский стоит на видном месте и действует на водителей как сдерживающий фактор. Другой прячется, дожидаясь нарушения, и как только видит превышение скорости, останавливает машину и выписывает штраф. На службе будут поощрять того, кто выписывает штраф — потому что его работу можно измерить в количестве штрафных квитанций. Но как измерить работу по профилактике нарушений, за что поощрять полицейского, который просто стоит на виду? Возможно, он предотвратил множество аварий, потому что никто не превышал скорость, но как это доказать и измерить?

Эта книга о том, что усилия на всех уровнях надо сосредоточить на стратегии «вверх по течению», чтобы действительно решать проблемы, а не бороться с их симптомами.

Идея 1. Когда мы не видим проблему или не считаем ее своей, мы не можем ее решить

Автор называет это явление проблемой слепоты и считает ее одним из барьеров для восходящего мышления.

В Чикаго в 1998 году только половина учеников государственных школ получала выпускной диплом, остальные бросали учебу. Школы уже смирились с таким уровнем отсева. В комитете образования считали, что уход из школы происходит по объективным причинам: бедность, невысокий уровень образования в семье, неправильное и недостаточное питание, эмоциональные переживания и прочее. Кроме того, половина детей относилась к учебе спустя рукава: они прогуливали уроки и не делали домашние задания. Так продолжалось из года в год, пока в Чикагском университете не провели ряд исследований, предсказывающих, какие ученики бросят учебу, а какие благополучно закончат школу. По данным этих исследований, оказалось, что в девятом классе происходит переломный момент, от которого зависит, продолжится учеба или нет.

До девятого класса школа считается начальной, а после девятого — старшей, дети как бы переходят из детского состояния во взрослое. Именно в девятом классе процесс учебы усложняется, но учителя, вместо того чтобы смягчить переходный период, наоборот заваливают учащихся домашними заданиями, новыми темами, считая, что детям нужно просто больше работать. Но 14-летние подростки воспринимают неудачи не так, как взрослые. Они быстро сдаются. Раз не получилось — значит, они вообще не годятся для дальнейшей учебы, и нечего тратить на нее время.

Ученые из Чикагского университета предложили свою методику для снижения отсева. Если именно девятый класс — точка перехода, значит, именно в нем должны быть лучшие учителя. Обычно их направляют в старшие или младшие классы, но эта политика должна измениться. Должно было измениться и другое: раньше девятиклассников за любой проступок отстраняли от занятий на две недели. Это еще больше усложняло учебу: они отставали, не могли догнать одноклассников, проваливали экзамены и еще больше укреплялись во мнении, что учеба не для них.

Образовательный комитет решил прислушаться к рекомендациям и принял меры. Учителя девятых классов регулярно собирались и обсуждали учебу своих подопечных — не по кафедрам, когда математики общались с математиками, а ботаники с ботаниками, а как члены сформированной команды успеха, чтобы сообща оценить успехи своих учеников.

Их ученики не просили о помощи, но принимали ее, если им предлагали. Один все время опаздывал, провожая сестру в начальную школу, значит, ему нужны дополнительные занятия по уроку, на который он опаздывал. Другой любит прогулять уроки, но если поставить в известность мать, она сумеет проследить за его посещаемостью и пресечь прогулы. У третьего еще какая-то проблема, которую нужно решать сообща. И так нужно охватывать одного ученика за другим, прослеживая безопасность их перехода во взрослую жизнь. Несколько лет такой политики — и количество выпускников приблизилось к 90 процентам. Но для того, чтобы это произошло, те, от кого это зависело, должны были пробудиться от слепоты. До поры до времени они просто не видели проблему, пока исследования не открыли на нее глаза.

Иногда проблема воспринимается как неизбежное зло: да, она есть и будет, и с этим ничего не поделаешь. Это тоже одно из проявлений слепоты: нужно изучить ее со всех сторон, прежде чем выносить такой вердикт. Так в свое время происходило с сексуальными домогательствами: эта практика была настолько распространенной, что считалась неизбежным злом, бороться с которым бесполезно. Но несколько активных женщин нашли способ изменить отношение к проблеме и добились существенных перемен.

Продолжение — на MakeRight
Оформите подписку на MakeRight и получите доступ к этому и ещё 800 пересказам нонфикшен-книг. Почти все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Фрагмент озвучки:
Посетителям Брифли — скидка 30% в первые 3 дня после регистрации на MakeRight.
Подписаться на MakeRight

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ: