Представьте, что вам задали вопрос: «Вы согласны с тем, что подавляете творческие способности коллег и подчиненных?» Скорее всего, вы ответите отрицательно. Очевидно, что вы поощряете развитие талантов, и к вам это утверждение не имеет никакого отношения! А хотите узнать, как отвечает на этот вопрос Эд Кетмелл, президент Pixar — самого успешного анимационного стартапа в мире? Он уверен, что его компания губит таланты сотрудников миллиардами способов! Эд Кетмелл не боится признать это, потому что уверен: препятствия в творческой работе неизбежны. Но есть хорошая новость: если знать, где спрятаны «ловушки», их можно легко обезвредить.
Основав Pixar, Эд Кетмелл разрушил все шаблонные представления о том, как должна выглядеть мультипликация и компьютерная графика. Теперь он мечтает о том, что его наработки в области управления креативными командами разрушат традиционные взгляды на менеджмент.
Прочитав книгу и саммари, вы узнаете:
• какие принципы лежат в основе управления и формирования выдающейся команды сотрудников Pixar;
• как создать и сохранить в компании атмосферу свободы и вдохновения;
• как обнаружить менеджерские ошибки до того, как компания пустится под откос;
• как правильно взаимодействовать с креативными людьми, вдохновляя их на создание выдающихся продуктов.
1. Уроки лидерства: Джордж Лукас и Стив Джобс
Эд Кетмелл: «Я всегда знал, что моя профессиональная жизнь будет проходить между Кремниевой долиной и Голливудом. Работая с Джорджем Лукасом и Стивом Джобсом, я изучил два разных подхода к управлению бизнесом — и позднее взял все лучшее от обоих подходов для внедрения в Pixar».
Джордж Лукас
Стиль управления Джорджа Лукаса можно охарактеризовать одной фразой: «Делай или не делай! Никаких попыток!» Он умел мотивировать подчиненных простыми фразами и метафорами. Например, сравнить сложности в реализации проекта с кораблем, распавшимся на две части, и капитаном за бортом. А затем потребовать: «Мы все равно должны доплыть до нужного места! Берите весла и гребите!»
Идеал Джорджа Лукаса — постоянное движение вперед. К чему-то важному — тому, что едва виднеется на горизонте. Он никогда не забывал о долгосрочных целях и умел не просто предвидеть будущее, а моделировать его.
После успеха «Американских граффити» Джордж Лукас мог бы просто потребовать более высокий гонорар за работу над «Звездными войнами», своим следующим фильмом. Однако он отказался от повышения гонорара и взамен неожиданно попросил права на лицензирование и мерчандайзинг. Никто, кроме Джорджа Лукаса, не ожидал невероятной популярности героев «Звездных войн» — и студия «XX век Фокс» легко согласилась на его условия. Джордж Лукас сделал ставку на самого себя — и выиграл.
Стив Джобс
Общение со Стивом Джобсом, несмотря на его жесткость, всегда было невероятно продуктивным. Он стимулировал подчиненных и партнеров не только отстаивать свое мнение, но и активно предлагать новые идеи.
Основной метод Стива Джобса для оценки людей — наблюдать за реакцией на обидные фразы, например, «Этот отчет — дрянь!» или «Эта идея никуда не годится!». Тех, кто мог ему возразить, он уважал и ценил. Стив использовал критику, как киты используют эхолокацию для ориентации в пространстве.
Стив Джобс, привыкший к масштабам рынка персональных компьютеров, умел вдохновлять и заставлять подчиненных и партнеров мыслить по-крупному. Например, офисы продаж Pixar Image Computer не были бы открыты по всей стране, если бы не давление со стороны Стива Джобса.
Стив Джобс понимал важность правильной организации рабочего пространства для создания особой креативной культуры в компании. Он принял участие в проектировании фасадов и интерьеров здания штаб-квартиры Pixar — уникального сооружения с футбольным полем, волейбольной площадкой, бассейном и амфитеатром на 600 мест. Кому-то все это может показаться «избыточным» и даже возмутить «пренебрежением правилами» . Но в Pixar уверены, что эта избыточность, это потакание прихотям — важная часть успеха компании.
Посетители штаб-квартиры Pixar часто признаются, что, входя в здание, начинают завидовать сотрудникам студии. Они чувствуют, что им чего-то не хватает в своих компаниях: особой энергетики, ощущения сотрудничества, свободы самовыражения и креативности, буквально витающей в воздухе.
2. Философия менеджмента Pixar: теория и практика
Выстраивание устойчивой креативной культуры — одна из самых важных задач менеджера. Но недостаточно просто быть открытым для новых идей. Если вы по-настоящему заинтересованы в развитии креативного потенциала сотрудников, будьте готовы к ежедневной работе по стимулированию творческого процесса.
• Поощряйте все способы самовыражения сотрудников.
Не стоит недооценивать важность правильной организации пространства для стимулирования креативности сотрудников. Предоставьте сотрудникам максимальный уровень свободы в декорировании своих рабочих мест.
Аниматоры Pixar украшают свое рабочее пространство в любом приятном для них стиле. Кто-то проводит целые дни внутри розовых кукольных домиков, кто-то — в бамбуковых хижинах или «дворцах».
• Помогите сотрудникам избавиться от страха ошибок.
Трата ресурсов на предотвращение ошибок не всегда оправдана. Более того, иногда исправить ошибку проще и дешевле, чем ее предотвратить. Доверяйте своим подчиненным и не ожидайте от них работы без ошибок. Ошибка — это вовсе не поражение, а необходимое условие для реализации чего-то нового.
Эд Кетмелл: «Я вижу, как люди изо всех сил пытаются избежать неудач: ошибки вызывают смущение, чувство вины и стыда. У каждого из нас существует почти физиологическая болезненная реакция на неудачу. Мы считаем, что неудача — это всегда следствие лени или плохой подготовки. Это не так. И вам необходимо убрать эти вбитые с детства установки».
Первые 7 дней доступа — бесплатно.