Вы тоже являетесь частью племени, независимо от вашего желания
Мы чувствуем потребность принадлежать к коллективу. Каждый из нас является членом хотя бы одного племени: как сотрудник компании, член религиозной общины или поклонник музыкальной группы.
Племя имеет три компонента: группу людей, общую идею и хотя бы одного лидера, который представляет и организует его.
Пример. Большинство статей Википедии составляет группа из 5000 авторов и редакторов. Они трудятся сообща, воплощая в жизнь идею соучредителя Википедии Джимми Уэйлса о доступной, совместно создаваемой информации. Но важнее всего — наличие в Википедии общего дела, заставляющего членов этого племени принимать ценности и идеи племени как собственные. Так они из обычных последователей превращаются в мотивированных сторонников.
Идеи племён разнообразны: от экологической справедливости до политической кампании или группы поклонников продукции Apple.
Племена существовали всегда, но если раньше они были локализированными, то сейчас, с появлением Интернета, территориальные границы стираются. Благодаря социальным сетям влияние племени зависит не от его размера, а от того, какую идею оно отстаивает и как применяет коммуникационные технологии.
Устойчивый рост влияния племени основан на людях, которые любят своё дело, пропагандируют свои ценности и обращают на себя внимание любым способом.
Сделайте идею эксклюзивной и значимой для определённой группы людей
В прошлом основной задачей маркетинга было познакомить максимальное число людей с вашей продукцией. Но времена изменились. Многие компании до сих пор создают продукты для масс, но такая стратегия может погубить фирму.
Пример. Nokia была лидирующей компанией мобильной связи в мире. При появлении смартфонов они упустили шанс и до сих пор не вернули себе былых позиций. Но до бурного развития рынка смартфонов ни одна компания не имела технологического преимущества (даже Apple). Так что же Nokia сделали не так? Они работали над созданием самых дешёвых мобильных телефонов, которые понравились бы всем. Проблема продукта, который будет радовать всех, в том, что так обычно рождается посредственный товар, которым будут пользоваться, но не полюбят. Apple же работали над новым видом телефона, который полюбило бы ограниченное число потребителей. А если человек что-то полюбит, он расскажет об этом своим друзьям. Так быстро родилось новое племя. И Apple выиграли, создав незаурядный продукт, ведь племена не формируются на основе посредственных идей.
Сегодня людей не устраивают типовые идеи. Мощная идея должна иметь личную, эксклюзивную и осмысленную окраску. Она должна «резать глаз» новизной и позволять людям участвовать в её развитии. То есть убедительная идея удовлетворяет желание, которое не было полностью удовлетворено прежде.
Благодаря современным технологиям каждый может сформировать и возглавить племя
С популярным видео на YouTube или идеями влиятельных блоггеров, привлечь внимание людей стало проще, дешевле и эффективнее, чем когда-либо. И вы тоже можете сформировать новое племя. Как же это сделать?
Люди должны активно общаться, развивая общую идею не только вертикально (между лидером и участниками), но и горизонтально — между членами племени. Современные технологии облегчают как вертикальное, так и горизонтальное общение. Вебсайты, блоги и социальные сети позволяют распространять идеи, предоставляя пространство и инструменты для создания племени, общения в нём и обмена идеями. В частности, можно использовать Basecamp для организации проектов и Twitter, чтобы делиться текущей информацией о событиях. Эти сервисы позволят установить основные правила для участия и конкретные цели племени.
Пример. CrossFit.com — вебсайт, на котором поклонники фитнеса могут обмениваться своими фитнес-программами, знаниями
Если у вас есть значимая идея и воля к лидерству, люди последуют за вами
Для постоянного развития племени нужно около 1000 истинно верующих. Но как привлечь такое число людей?
Используйте то, чего люди уже желают. Создать племя — значит превратить существующее желание в способ, которым члены племени могут связываться друг с другом и формировать племя под вашим началом.
По словам бывшего сенатора США Билла Брэдли, племя содержит три компонента:
- Историю о будущем, которое вы пытаетесь построить.
- Связь между вождём и племенем, а также между членами племени.
- Действие — чем меньше ограничений, тем лучше.
Часто лидеры не понимают, что деньги здесь не играют роли. Ваша идея нуждается в осмысленном рассказе о том, что будет стоить разговоров. Многие организации предлагают лишь что-то делать — а поговорить-то и не о чем.
Что необходимо сделать, чтобы создать племя?
Пример. Идея документального фильма о глобальном потеплении «Неудобная правда» Альберта Гора быстро превратилась в международное движение. Но автор не сообщил ничего нового: проблема изменения климата известна более 30 лет. Почему же его идея нашла такой отклик? Потому что нужен был лидер, способный организовать людей в сообщество, которое уже знало, как надо поступать. Альберт Гор бесплатно поделился фильмом с тысячами людей, потому что верил в него и знал, что, имея возможность, люди присоединятся к нему. Так он стал лидером племени.
Расскажите историю людям, которые хотят её услышать. Помогите им объединиться в племя. Возглавьте движение. И меняйте мир!
Не беспокойтесь о росте племени, а сосредоточьте усилия на укреплении связей
Кажется, что чем больше племя — тем лучше. Но это ошибка. По крайней мере в начале, главное преимущество племени не размер, а множество связей между членами, лидером и внешним миром.
Племя имеет четыре направления общения:
- Лидер — племя.
- Племя — лидер.
- Член племени — член племени.
- Член племени — аутсайдер.
В обычном же маркетинге всего одно направление — компания-потребитель.
Важнейшее направление — общение между участниками племени. Критическую роль играет сплочение, то есть сближение участников путём облегчения общения и укрепления общих связей. Сделать это можно, преобразовав общие интересы в одну цель, и предоставив платформу для лёгкого общения.
Можно использовать силу инсайдеров и аутсайдеров. Чтобы создать ощущение единства, развивайте культуру инсайдеров, неизбежно исключающую аутсайдеров. Это позволяет отличать себя от других племён и создавать чувство внутреннего отождествления.
Пример. Одержимый секретностью, Стив Джобс пассивно создал кучу сайтов, где поклонники Apple обменивались слухами и предположениями о новых продуктах компании. Сайты сплотили фанатов и подняли уровень интереса к новым продуктам выше, чем у любой другой компании.
Помните, главная задача лидера — организовать и укрепить ваше племя. Но что ещё необходимо лидеру?
Лидерство означает войти в вакуум и создать движение
Лидерство подразумевает изменение — идти туда, где никто не был прежде: в вакуум.
Для создания племени нужно видимое изменение. Потребности в изменении возникают из-за дискомфорта от ощущения, что в мире чего-то не хватает. Лидер вступает прямо в зону дискомфорта (вакуум) и делает так, чтобы люди последовали за ним. Несмотря на риски, лидеры совершают это, обладая верой в идею и зная, что чем раньше случатся инновации — тем они эффективнее.
Не думайте, что эта участь под силу только известным и харизматичным людям. Вы и сами можете стать лидером! Лидеры, прежде всего, благородны, и потому считаются харизматичными.
Избавьтесь от заблуждений. Многие считают, что необходимо быть знаменитым или источать обаяние, чтобы стать лидером. Но мы (члены племени) быстро определяем, подлинна и бескорыстна мотивация человека, или же он просто самовлюблённый эгоист.
Настоящие лидеры больше отдают, чем требуют. Вот почему Альберт Гор сделал свой фильм бесплатным, а Шепард Фейри (художник знаменитых плакатов Обамы) бесплатно делится своей концепцией. Эти люди верят в ценность своего дела и заставляют других поверить в неё, и за это им воздаётся. Фильм Альберта Гора увидели сотни людей во всём мире, а стоимость творчества Шепарда Фейри взлетела до небес со времени президентских выборов в США 2008 года.
Чтобы сделать мир лучше, нам нужно чаще плыть против течения
Лидерство может быть по достоинству вознаграждено. Так почему же не все это делают?
Слишком много людей подвержены «стадному» чувству. Школы и общество делают нас послушными, боящимися перемен. Нас учат не поднимать головы и не лезть в чужие дела, превращая в стадо «овец». Мы — хорошо образованные люди, а также «послушные овцы».
Нужно чаще плыть против течения: подвергать сомнению статус-кво и существующие догмы, действовать, не спрашивая разрешения. Организациям нужны такие люди, чтобы пропагандировать изменения изнутри: получив определённую свободу, они будут способны на невероятные вещи! Они могут вести племена, вторгаясь на новые территории и помогая изменить мир.
Таких людей мало, ведь СМИ «кормит» нас рассказами о неизбежном банкротстве и самообманом, чтобы никто не осмелился бросить вызов статус-кво.
Разубедите себя: всё стоящее рискованно, а мир нуждается в изменениях, которые вы пытаетесь совершить.
Страх мешает воплощать идеи в реальность и менять статус-кво. Но с современными технологиями у вас больше нет оправданий: вам уже не нужна власть или деньги. Так поднимите голову и станьте лидером собственного племени!
Самое главное
Вокруг нас существуют племена, жаждущие найти своего лидера. Благодаря Интернету любой человек может стать лидером племени, в котором мы отчаянно нуждаемся, чтобы привести его к светлому будущему.
- Если что-то беспокоит вас, смело действуйте. Когда вас что-то волнует, напишите манифест о лучшем будущем, которого вы ожидаете. Затем опубликуйте послание в Интернете и делитесь им с максимальным числом людей. Плывите против течения.
- Сплотите ваше племя. Заботьтесь не о размере племени, а о единстве. Предоставьте людям платформу для лёгкого общения. Постоянно поддерживайте как вертикальное, так и горизонтальное общение. Помните о силе инсайдеров и аутсайдеров — члены племени должны отличать себя от других племён.