Большое волшебство . Творчество без страха

2015
Краткое содержание книги
Читается за 20 минут, оригинал — 6 ч
Очень кратко:

О том, что такое творческая жизнь, где найти вдохновение и как научиться жить в свое удовольствие, занимаясь любимым делом.

В 2007 году Элизабет Гилберт написала книгу «Ешь, молись, люби» — автобиографическое произведение о женщине, которая переживала личностный кризис и отправилась в далекое путешествие ради новых впечатлений и душевного исцеления. Книга имела грандиозный успех и стала международным бестселлером, а позже по роману был снят фильм с Джулией Робертс в главной роли.

Книгу «Большое волшебство» Гилберт посвятила исследованию творчества, тому, как воплощать идеи, как бороться со страхами и внутренними ограничениями, как почувствовать собственный голос.

Автор рассказывает, как раскрыть в себе креативные возможности и начать творить. Гилберт верит, что у каждого человека есть дар и скрытые таланты, но далеко не все знают, как их правильно развивать и научиться работать эффективно.

Автор делится опытом из своей жизни и описывает путь начинающего писателя: как бороться с детскими страхами, откуда берутся идеи и вдохновение, как реагировать на неизбежную критику.

Идея 1. Большое волшебство — это способность познать собственные возможности и найти в себе смелость жить творческой жизнью

У каждого человека есть мечта. И необязательно это мечта стать писателем, как у автора книги. Это может быть желание создать новое изобретение, стать профессиональным спортсменом или выучить несколько иностранных языков. Но чтобы это стало реальностью, одного желания мало. Для достижения цели нужен каждодневный труд, самодисциплина, уверенность в собственных силах, а главное — смелость сказать самому себе, что это именно то занятие, ради которого стоит просыпаться по утрам. По мнению автора, сам процесс достижения цели и является творчеством.

Элизабет Гилберт описывает творческую жизнь как охоту за внутренними сокровищами. Это то, что делает нашу повседневную жизнь более яркой. И если кому-то удается, вопреки препятствиям и трудностям, сделать свою жизнь насыщенной, заниматься любимым делом и достигать положительных результатов — то это и будет Большим волшебством.

Одним из главных элементов творческой жизни является любознательность. В детстве и в подростковом возрасте все много экспериментируют, пробуют что-то новое и хотят познать мир. Но со временем может появится страх, неуверенность в себе и сомнение в собственных талантах. На ребенка сильно влияет социум, в котором он растет и где мнение старших принято считать авторитетным. Личность, которая еще только развивается, загоняется в рамки, где нет места волеизъявлению. Это порождает комплексы и может отбить желание следовать своей мечте.

В качестве примера Гилберт приводит свою подругу Сьюзен, которая спустя десятилетия, в возрасте сорока лет, решила вернуться на каток, ведь катание на коньках еще со школьных времен было ее страстью. Для нее это не просто спорт, а способ придать жизни новых красок, выйти за рамки обыденности и почувствовать себя счастливой. Автор подчеркивает, что у каждого из нас — собственная реализация творческого пути, и результат у всех разный. Но главное — у человека должна быть яркая, насыщенная, интересная жизнь, а также смелость делать то, что хочется.

Идея 2. Страх и творческое начало неотделимы друг от друга, но нельзя пускать страх к творческому вдохновению

Потому что страх — это скучно. Такой вывод сделала Элизабет Гилберт, когда поняла, что ее страх — не уникален. Сама по себе природа человека такова, что с рождения у него много страхов, которые в будущем становятся препятствием для творчества. Страх и креативное мышление не могут идти рука об руку. Поэтому, считает автор, творческую жизнь выбирают люди смелые, но не бесстрашные.

Когда храбрые люди берутся за дело и начинают творить, неизбежно появляется страх. Это естественная реакция организма на создание чего-то нового, когда никто не знает, к каким последствиям приведет творчество.

Гилберт предлагает не скрываться от своих страхов, а пытаться с ними сосуществовать. Она описывает свой творческий процесс как метафору о путешествии, когда берет вдохновение себе в напарники, и вместе со страхом они отправляются в совместный творческий путь. Страху отводится место где-то рядом, но он не имеет права вмешиваться и влиять на их общий маршрут.

Идея 3. Творческий процесс — это магия, где движущей силой являются идеи: бестелесные, энергетические формы жизни, независимые от нас, но способные вести с нами диалог

Элизабет Гилберт описывает идеи как существа, у которых нет материального тела, но присутствуют сознание, воля и стремление быть воплощенными. Произойти это может только при контакте с человеком, которого идея выбирает сама.

Автор делает акцент на том, что для благотворной встречи с идеей и ее воплощения, человек должен быть расслабленным и открытым, отвлеченным от повседневной суеты. В таком состоянии человека посещает вдохновение, и когда он говорит идее «да», на свет могут появиться совершенно новые творения в самых разных сферах — от творческих и научных до промышленных и религиозных.

Если идея может спонтанно вас посетить, в какой-то момент она может точно так же быстро исчезнуть, если вы не приложите достаточно усилий, чтобы ее воплотить. В таком случае Гилберт советует не паниковать, а великодушно идею отпустить, двигаться вперед, заняться другим делом, чтобы отвлечься. В качестве примера такого взаимодействия с идеей, автор приводит историю из собственной жизни.

Гилберт детально описывает то, как у нее возник замысел романа, где события происходят в лесах Амазонии. Но вихрь событий в личной жизни писательницы сделал невозможным написание книги. Позже она узнает, что ее близкая подруга Энн Пратчетт, тоже писательница, написала роман с идентичным сюжетом. Будучи абсолютно уверенной в том, что о плагиате не может быть и речи, Гилберт решила, что идея перешла от нее к подруге во время поцелуя на одной из конференций. В этом эпизоде автор тоже видит проявление Большого волшебства.

Продолжение — на MakeRight
Оформите подписку на MakeRight и получите доступ к этому и ещё 800 пересказам нонфикшен-книг.
Посетителям Брифли — скидка 30% в первые 3 дня после регистрации на MakeRight.
Подписаться на MakeRight

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Аудиокниги

Боль­шое вол­шеб­ство
Аудиокнига. 6 ч 32 мин. Читает Алёна Долецкая.
Бесплатный отрывок:
Купить
499 ₽, ЛитРес
Алёна Долецкая
6 ч 32 мин
Боль­шое вол­шеб­ство
Аудиокнига. 7 ч 2 мин. Читает Марина Ливанова.
Бесплатный отрывок:
Купить
399 ₽, ЛитРес
Марина Ливанова
7 ч 02 мин

Электронная книга

Боль­шое вол­шеб­ство
Жил когда-то человек по имени Джек Гилберт, он не имел ко мне никакого отношения, к большому моему сожалению. Джек Гилберт был великим поэтом, но, если вы никогда о нем не слыхали, не смущайтесь. Это не ваша вина. Его никогда не заботила известность. Но мне он был известен, я нежно любила его – с почтительного расстояния, – так что, позвольте, я вам о нем расскажу...