Как добиться успеха, научившись слушать?
Неумение слушать — основная причина ошибочных деловых решений, разрушенных отношений, потерянных друзей и всепоглощающего хаоса в жизни. А многие успешные менеджеры и владельцы своего дела в первую очередь отличные слушатели. Год за годом, от совещания к совещанию они оттачивают навык верно воспринимать новую информацию.
Качественное слушание — не пассивная деятельность, а трудоемкий процесс, сжигающий калории не хуже интенсивной кардиотренировки. Но чаще всего, слушая собеседника, мы отдыхаем и собираемся с мыслями, чтобы начать говорить. Мы просто ждем небольшой паузы в разговоре, чтобы высказать, наконец, свою точку зрения, иногда даже не дав собеседнику закончить мысль.
Бернард Феррари, консультант в сфере предпринимательства, работающий с ведущими предпринимателями США, уверен: научиться эффективному слушанию может каждый!
Он написал эту книгу, чтобы поделиться простыми и понятными правилами техники эффективного слушания. Шаг за шагом вы разберетесь, как сохранять внимание к словам собеседника, научитесь вовремя задавать правильные вопросы, сортировать и хранить полученную от собеседников информацию и продуктивно использовать навыки слушания для принятия верных решений и генерации новых идей.
Ключ к успеху — в ваших ушах!
Умение слушать может определить долгосрочный успех или череду неудач, стать основой карьерного взлета или причиной оглушительного падения.
Качественно слушая, вы будете узнавать что-то новое, легче генерировать идеи и принимать продуктивные решения. Улучшив навыки аудирования, вы повысите личную и производственную эффективность.
Недостаток информации — основная причина ошибочной диагностики в медицине. В рабочей деятельности неправильная оценка проблемы также может иметь фатальные последствия. Недостающая информация может лежать на поверхности, но менеджеры не могут ею воспользоваться, потому что плохо слушают.
Четыре правила продуктивного слушания:
1. Будьте целеустремленны. Вступайте в разговор с четким пониманием того, какого результата хотите достичь.
2. Контролируйте процесс. Даже в роли слушателя вы можете управлять течением разговора и фильтровать поступающую информацию в соответствии с целью разговора.
3. Будьте сконцентрированы и вовлечены. Это даст возможность вовремя задавать вопросы, помогающие повернуть разговор в продуктивное русло.
4. Заканчивайте вовремя. Конечная цель продуктивного слушания — принятие решения и переход к активным действиям. Будьте готовы прекратить обсуждение в тот момент, когда нужная информация получена.
Что мешает нам эффективно слушать?
Прежде всего, нужно устранить препятствия для эффективного слушания.
Что может помешать вам эффективно собирать и обрабатывать информацию? Вы слышите только то, что хотите слышать? Вы с пренебрежением относитесь к идеям собеседника? А может быть, вы просто не заинтересованы в разговоре?
Существует шесть архетипов плохих слушателей. Держите этот список под рукой и не забывайте, что в зависимости от времени и ситуации каждый может переключаться между ними.
1. Нарцисс
Ключевая проблема: слушает других, только чтобы подтвердить собственную правоту.
Может быть достаточно внимательным слушателем, но на деле его сердце или мозг закрыты для восприятия. Любит начинать высказывание призывом: «Послушайте…» и заканчивать вопросом: «Не правда ли?»
2. Брюзга
Ключевая проблема: даже не пытается скрыть презрение к идеям других людей. К любому разговору подходит как к болезненному и тщетному опыту, напрасной трате времени и лишним страданиям.
3. Мастер вступлений
Ключевая проблема: многословие и манипуляция. Виртуозно направляет беседу так, чтобы получать только желаемые ответы — как по заранее написанному сценарию. Очень долго говорит: чтобы добраться до сути, ему требуется не менее 15 минут. Любит риторические вопросы и патетические восклицания.
4. Буксующий
Ключевая проблема: бесплодные рассуждения. Нескончаемый поток красноречия этого типа — всего лишь навязчивое повторение одних и тех же мыслей. Так он пытается убедить вас в своей правоте и не дает возможности продвинуться к продуктивному решению.
5. Человек-ответ
Ключевая проблема: стремление произвести впечатление. У этого типа есть готовый ответ на любой вопрос — даже на тот, который вы еще не успели задать. Он отчаянно стремится угодить собеседнику, произвести впечатление быстротой и блеском своего ума. Всегда готов отказаться от каждого из непродуманных и поспешных вариантов решения в пользу другого, такого же поверхностного.
6. Притворщик
Ключевая проблема: саботаж. Он может вежливо улыбаться и одобрительно кивать в нужные моменты, даже заканчивать за вас отдельные предложения, демонстрируя вовлеченность в предмет обсуждения. И все же вы выходите из комнаты с ощущением, что ваш собеседник не слышал ни слова из того, что вы сказали… Притворщику совершенно неинтересно то, что вы говорите, и было бы лучше, если бы он честно признался в этом и не тратил попусту ваше и собственное время.
Основные принципы хорошего слушания
Уважайте собеседника. Ваша задача как слушателя — не предложить решение проблемы, а помочь собеседнику сформулировать и высказать его мысли.
Если вы разговариваете с человеком, который 30 лет продает реактивные двигатели, уважайте его знания и накопленный опыт. Но и мнение тихого стажера может оказаться важным и ценным.
Старайтесь серьезно воспринимать все, что вам говорят. Уважение, которое вы проявляете, побудит окружающих делиться с вами своими идеями и наблюдениями и станет базой эффективного общения.
Первые 7 дней доступа — бесплатно.