Умение слушать . Ключевой навык менеджера

Краткое содержание книги
Читается за 15 минут, оригинал — 6 ч

Как добиться успеха, научившись слушать?

Неумение слушать — основная причина ошибочных деловых решений, разрушенных отношений, потерянных друзей и всепоглощающего хаоса в жизни. А многие успешные менеджеры и владельцы своего дела в первую очередь отличные слушатели. Год за годом, от совещания к совещанию они оттачивают навык верно воспринимать новую информацию.

Качественное слушание — не пассивная деятельность, а трудоемкий процесс, сжигающий калории не хуже интенсивной кардиотренировки. Но чаще всего, слушая собеседника, мы отдыхаем и собираемся с мыслями, чтобы начать говорить. Мы просто ждем небольшой паузы в разговоре, чтобы высказать, наконец, свою точку зрения, иногда даже не дав собеседнику закончить мысль.

Бернард Феррари, консультант в сфере предпринимательства, работающий с ведущими предпринимателями США, уверен: научиться эффективному слушанию может каждый!

Он написал эту книгу, чтобы поделиться простыми и понятными правилами техники эффективного слушания. Шаг за шагом вы разберетесь, как сохранять внимание к словам собеседника, научитесь вовремя задавать правильные вопросы, сортировать и хранить полученную от собеседников информацию и продуктивно использовать навыки слушания для принятия верных решений и генерации новых идей.

Ключ к успеху — в ваших ушах!

Умение слушать может определить долгосрочный успех или череду неудач, стать основой карьерного взлета или причиной оглушительного падения.

Качественно слушая, вы будете узнавать что-то новое, легче генерировать идеи и принимать продуктивные решения. Улучшив навыки аудирования, вы повысите личную и производственную эффективность.

Недостаток информации — основная причина ошибочной диагностики в медицине. В рабочей деятельности неправильная оценка проблемы также может иметь фатальные последствия. Недостающая информация может лежать на поверхности, но менеджеры не могут ею воспользоваться, потому что плохо слушают.

Четыре правила продуктивного слушания:

1. Будьте целеустремленны. Вступайте в разговор с четким пониманием того, какого результата хотите достичь.
2. Контролируйте процесс. Даже в роли слушателя вы можете управлять течением разговора и фильтровать поступающую информацию в соответствии с целью разговора.
3. Будьте сконцентрированы и вовлечены. Это даст возможность вовремя задавать вопросы, помогающие повернуть разговор в продуктивное русло.
4. Заканчивайте вовремя. Конечная цель продуктивного слушания — принятие решения и переход к активным действиям. Будьте готовы прекратить обсуждение в тот момент, когда нужная информация получена.

Что мешает нам эффективно слушать?

Прежде всего, нужно устранить препятствия для эффективного слушания.

Что может помешать вам эффективно собирать и обрабатывать информацию? Вы слышите только то, что хотите слышать? Вы с пренебрежением относитесь к идеям собеседника? А может быть, вы просто не заинтересованы в разговоре?

Существует шесть архетипов плохих слушателей. Держите этот список под рукой и не забывайте, что в зависимости от времени и ситуации каждый может переключаться между ними.

1. Нарцисс

Ключевая проблема: слушает других, только чтобы подтвердить собственную правоту.

Может быть достаточно внимательным слушателем, но на деле его сердце или мозг закрыты для восприятия. Любит начинать высказывание призывом: «Послушайте…» и заканчивать вопросом: «Не правда ли?»

2. Брюзга

Ключевая проблема: даже не пытается скрыть презрение к идеям других людей. К любому разговору подходит как к болезненному и тщетному опыту, напрасной трате времени и лишним страданиям.

3. Мастер вступлений

Ключевая проблема: многословие и манипуляция. Виртуозно направляет беседу так, чтобы получать только желаемые ответы — как по заранее написанному сценарию. Очень долго говорит: чтобы добраться до сути, ему требуется не менее 15 минут. Любит риторические вопросы и патетические восклицания.

4. Буксующий

Ключевая проблема: бесплодные рассуждения. Нескончаемый поток красноречия этого типа — всего лишь навязчивое повторение одних и тех же мыслей. Так он пытается убедить вас в своей правоте и не дает возможности продвинуться к продуктивному решению.

5. Человек-ответ

Ключевая проблема: стремление произвести впечатление. У этого типа есть готовый ответ на любой вопрос — даже на тот, который вы еще не успели задать. Он отчаянно стремится угодить собеседнику, произвести впечатление быстротой и блеском своего ума. Всегда готов отказаться от каждого из непродуманных и поспешных вариантов решения в пользу другого, такого же поверхностного.

6. Притворщик

Ключевая проблема: саботаж. Он может вежливо улыбаться и одобрительно кивать в нужные моменты, даже заканчивать за вас отдельные предложения, демонстрируя вовлеченность в предмет обсуждения. И все же вы выходите из комнаты с ощущением, что ваш собеседник не слышал ни слова из того, что вы сказали… Притворщику совершенно неинтересно то, что вы говорите, и было бы лучше, если бы он честно признался в этом и не тратил попусту ваше и собственное время.

Основные принципы хорошего слушания

Уважайте собеседника. Ваша задача как слушателя — не предложить решение проблемы, а помочь собеседнику сформулировать и высказать его мысли.

Если вы разговариваете с человеком, который 30 лет продает реактивные двигатели, уважайте его знания и накопленный опыт. Но и мнение тихого стажера может оказаться важным и ценным.

Старайтесь серьезно воспринимать все, что вам говорят. Уважение, которое вы проявляете, побудит окружающих делиться с вами своими идеями и наблюдениями и станет базой эффективного общения.

Инфографика для книги «Умение слушать»
Продолжение — на Smart Reading
Зарегистрируйтесь на Smart Reading и получите доступ к этому и ещё 800 пересказам нонфикшен-книг. Для многих книг есть инфографика. Все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Фрагмент озвучки:
Первые 7 дней доступа — бесплатно.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Электронная книга

Уме­ние слу­шать. Клю­че­вой навык мене­джера
Когда я составляю перечень качеств, которые хотел бы привить сотрудникам компании и себе самому, первым пунктом неизменно значится умение слушать. Если мы с вами одного поля ягоды, то вы, вероятно, никогда всерьез не задумывались, что это значит – слушать. Но я понял: умение слушать – не врожденный дар вроде спортивных талантов или музыкального слуха...