Питер Друкер — один из величайших управленцев за всю историю менеджмента. Книга «Лучшие идеи Питера Друкера» собрала самые яркие рекомендации Друкера, основанные на его уникальном видении мира бизнеса.
Многие из идей уже прочно укрепились в деловой практике, другие вызывают споры и даже отторгаются. Но все они заслуживают прочтения и обдумывания. Питер Друкер с высоты своего опыта и на правах родителя науки управления с присущей ему остротой переосмысливает управление в разрезе нового времени. Выделяет новые столпы успеха современной организации:
— умение пользоваться и управлять информацией;
— готовность перейти к другому уровню близости с потребителями;
— наличие регулярно действующего процесса по поиску и внедрению инноваций;
— отказ от жестких технократических принципов управления и переход на высокую степень децентрализации и самостоятельности каждого сотрудника, являющегося интеллектуальным ресурсом компании;
— готовность и смелость лидеров действовать вопреки сложившейся практике, рисковать, ошибаться, но идти вперед вместе с развивающимися технологиями, требованиями, ресурсами.
Идеи Питера Друкера помогут вам в высоты птичьего полета взглянуть на то, что вы делаете, напомнят о главном, помогут выстроить приоритеты, а возможно, и просто вдохнут в ваш бизнес новую жизнь.
Глава 1. Ведение бизнеса в мире «Лего»
Сегодня возможности имеют более важное значение, часто их определение связано с большими сложностями, чем это было в прошлом: временные рамки для использования возможностей строже ограничены, цена ошибки гораздо выше.
1.1. Безмолвная революция
В период с окончания Второй мировой войны до начала 1990-х годов изменения в различных сферах бизнеса происходили постепенно и достаточно предсказуемо, однако в середине 90-х — начале 2000-х безмолвная революция — мировые изменения в различных сферах жизни бизнеса и общества — развернулась на нескольких фронтах:
• Быстрое распространение информации.
По-прежнему верно утверждение «Кто владеет информацией — владеет миром»; сейчас это связано с отбором, интерпретацией больших объемов информации и преобразованием их в действия.
• Резко расширилась география охвата компаний и покупателей.
Перед компаниями и покупателями открываются огромные возможности: на глобальном рынке бренды создаются и добиваются всеобщего признания за месяцы и недели, тем самым ослабляя преимущества крупных торговых марок.
• Изменилась демографическая ситуация.
Увеличение числа работников старшей возрастной группы и снижение уровня рождаемости. Перемещение промышленных рабочих в категорию работников умственного труда и растущие успехи работающих женщин вносят коррективы в потребности потребителей и меняют отношения компаний с покупателями и сотрудниками.
Растет число трех потребительских покупок:
• различные виды занятий (спортивные мероприятия, членство в оздоровительных клубах);
• услуги здравоохранения;
• услуги образования.
Рынки и рабочие места формируются и развиваются под влиянием новых людей с новыми потребностями.
Покупатели выступают на первый план и контролируют компании.
Покупатели больше не являются пассивными получателями товаров и услуг, — они активные участники процесса, начиная с момента разработки товара: дают ему оценку в составе фокус-групп или в индивидуальном порядке выполняют обязанности разработчиков, работающих с программным обеспечением.
Рухнули разделительные стены.
Для проверки своих идей компании используют знания и опыт, полученные из других отраслей, и объединяются с другими компаниями для выполнения частично совпадающих задач.
Разрушение стен позволяет быстро объединить силы лучших сотрудников и подразделений, повысить эффективность и адаптироваться к новым условиям без затрат. Независимость теперь означает изоляцию, что смертельно для компаний.
Компания Home Depot передала решение всех вопросов, связанных с логистикой, компании UPS, теперь она управляет всеми аспектами перевозки товаров. Иногда компании объединяются даже со своими прямыми конкурентами. Китайская корпорация China National Petroleum Corporation и индийская Oiland Natural Gas Corporation объединили свои силы для покупки нефтяного месторождения в Сирии.
1.2. Первостепенное значение знаний
Мы переживаем переход от промышленной экономики к экономике, ориентированной на знания. Это требует новых умений и навыков в менеджменте, ориентированном на знания. Такой менеджмент имеет значение и для старых международных корпораций, так как они начинают строить инфраструктуру для развивающихся стран. Для того чтобы делать это успешно, нужно, прежде всего, эти страны изучить и понять. Поток информации будет бесконечен, единственный ограничивающий фактор — способность ее обрабатывать и интерпретировать. Именно это подразумевается под значением продуктивности работника интеллектуального труда.
1.3. Специализация
Для компании существует опасность стать слишком узким специалистом на рынке и оказаться в изоляции. В новых условиях менеджерам предстоит найти способ, позволяющий добиться достаточной, но не излишней специализации, исключающей изоляцию.
Корпорация Myelin Repair Foundation применяет различные специализации в условиях их взаимных пересечений — договор об обмене интеллектуальной собственностью, который заключили Myelin Repair Foundation и 5 ведущих университетов. Данное соглашение было подписано с целью скорейшей разработки эффективного способа борьбы со склерозом и некоторыми другими болезнями. Эта программа работает, исследователи написали более 20 научных статей и уже проводят тестирование нескольких препаратов.
1.4. Мир «Лего»
Компании в XXI веке строятся из деталей конструктора «Лего»: детали «Люди», детали «Товар», детали «Идеи» и детали «Недвижимое имущество». Эти детали прозрачны — они проникают сквозь стены и географические границы. Важно помнить, что это не только просто детали из металла и пластмассы, фабрики и склады, но и люди, которые программируют компьютеры, обучают новых работников, думают об инновациях. Эти составные части конструктора постоянно соединяются, разъединяются и собираются заново.
Первые 7 дней доступа — бесплатно.