Об искусстве запоминания — мнемонике и о том, как с её помощью улучшить собственную память.
Джошуа Фоер — успешный американский журналист, выпускник Йельского университета. Однако он, как и многие, был недоволен своей памятью — не мог запомнить телефонные номера, забывал важные даты и что нужно купить в магазине.
В своей книге «Moonwalking with Einstein» (в российском издании «Эйнштейн гуляет по Луне») Джошуа рассказывает как всего за год он прошёл путь от обычного забывчивого человека до чемпиона США по запоминанию. На своём опыте автор доказал, что идеальная память — это не подарок природы. Каждый человек при грамотном подходе способен развить свою память до такой степени, что будет без труда запоминать большие объемы информации, важные факты, даты, длинные числа и списки.
Идея 1. Память можно тренировать так же, как и мускулы
Довольны ли вы своей памятью? Если вы не знакомы со специальными мнемоническими приёмами, то вряд ли. Как указывает Джошуа Фоер, по статистике обычный человек в среднем тратит около 40 дней в году, чтобы устранить ущерб от своей забывчивости. И это хороший аргумент в пользу того, чтобы изучить техники для улучшения памяти.
Есть люди, которые способны за 32 секунды запомнить карты в перемешанной колоде, а за 5 минут — запомнить около ста исторических дат и связанных с ними событий. Многие считают, что это — природный дар. Но фотографическая память — миф. Самый обычный человек способен приблизиться к этим результатам при помощи правильной тренировки. Суть в том, чтобы освоить мнемонику — комплекс приёмов для облегчения запоминания.
Но почему люди неправильно пользуются своей памятью?
Потому что со школы детей заваливают огромным количеством информации, но как запоминать эту информацию не учат. Дети привыкают зубрить, но зубрёжка — худший способ запоминания.
Механическое запоминание закрепляет информацию на короткое время, мнемоническое — помогает закреплять в памяти информацию надолго, а кроме этого оно ещё и менее утомительное. Регулярное использование мнемонических техник помогает развивать мозг так же, как физические упражнения помогают развивать мускулатуру. Мозг начинает работать эффективнее и быстрее. И с каждым разом для того, чтобы что-то запомнить, будет требоваться меньше времени.
Научно доказано, что тренировка мозга снижает риск прогрессирующего слабоумия и болезни Альцгеймера.
Человеческий мозг эволюционировал в процессе естественного отбора в условиях, совершенно отличных от тех, в которых мы живем сегодня. Потребности наших древних предков — охотников и собирателей сформировали тот мозг, которым мы пользуемся в нашу информационную эру. Вот почему всем нам легче дается запоминание зрительных образов и пространств, чем цифр и абстрактных категорий.
По сути, все техники запоминания основываются на том факте, что наш мозг не всю информацию запоминает одинаково хорошо. Преобразовывая ту информацию, которую наш мозг сохраняет с трудом, в ту, для хранения которой он был предназначен, можно значительно улучшить свою память.
С другой стороны, возникает вопрос — зачем же развивать свою память в век гаджетов, способных хранить сотни гигабайт информации? Ответ — хотя бы для того, чтобы быть более внимательным к миру вокруг и не потерять себя в нем, связывать понятия, генерировать новые идеи и создавать произведения искусства. Ведь наши воспоминания делают нас теми, кто мы есть.
Идея 2. Базовые техники улучшения памяти появились ещё несколько тысячелетий назад
Раньше люди уделяли гораздо больше внимания искусству запоминания. Почему? До изобретения в XV веке печатного станка Гутенбергом, книг было очень мало. Производство их было сложным и медленным, поэтому хорошая память очень ценилась.
В древние времена память была основой культуры. По памяти передавались предания и история.
Основателем мнемоники считается Симонид Кеосский — древнегреческий поэт и писатель, живший в V веке до нашей эры. Практически все известные способы тренировки памяти были описаны между 86 и 82 гг. до н. э. в учебнике «Риторика для Геренния». В этом учебнике собраны изобретенные Симонидом мнемонические техники, которые практически не изменились в течение последующего времени.
Профессиональные мнемоники существовали в устных культурах по всему миру, чтобы передавать культурное наследие через поколения.
Хотя автором древних поэм, таких как «Илиада» и «Одиссея», и считают Гомера, скорее всего, они передавались от мнемоника к мнемонику через поколения, немного видоизменяясь, пока не были записаны. Доказательством этому служат разнообразные яркие, но странные эпитеты, которые специально включали в повествования для того, чтобы облегчить запоминание.
Во времена Сократа тексты писали на громоздких свитках без знаков препинания и пробелов. Это был сплошной длинный текст. Эти тексты не служили напоминанием, наоборот, чтобы их прочитать, их нужно было знать наизусть. Не зная оригинала, некоторые слова можно было интерпретировать совершенно по-разному. То есть свитки были не хранителями информации, а помощниками в поисках внутри памяти.
Раньше люди трудились, чтобы развить ум. Сейчас же мы заменили свою внутреннюю память на внешнюю — стикеры, гаджеты, записные книжки. Но эти приспособления не только помогают, облегчая нам жизнь, но и вредят — мы все меньше тренируем собственную память, а следовательно, и мозг, и все больше растёт наша зависимость от внешних носителей информации.
Идея 3. Ваш мозг пластичен
В 2000 году невролог Элеонор Магуайер с помощью магнитно-резонансного томографа изучила, как влияют на мозг особенности работы лондонских таксистов. Лондон — очень запутанный город и, чтобы стать там таксистом, нужно знать все улицы и сдать сложный экзамен.
В результате исследования оказалось, что у таксистов гиппокамп (часть мозга, отвечающая за ориентацию в пространстве) на 7% крупнее, чем у других людей.
Невролог сделала заключение, что постоянный поиск правильного маршрута физически изменил структуру мозга водителей. И чем больше времени таксист проводил, разъезжая по лондонским улицам, тем больше у него был выражен этот эффект.