Традиционная азбука начинается с буквы. И это становится для многих детей тяжелым интеллектуальным стрессом и препятствием, не позволяющим быстро и легко освоить увлекательнейшее занятие — чтение. Ведь человечество изобрело буквенную письменность намного позже иероглифической. А теперь классическая европейская система обучения начинается не с простого и интуитивно понятного СЛОВА (основной единицы языка), а с БУКВЫ — абстрактного искусственного образования.
Потенциал обучаемости у маленького ребенка огромен — и в конце концов, несмотря на препоны, воздвигнутые буквенной системой обучения, все раньше или позже переворачивают страницы в своей первой книжке. А вот для детей с поражениями центральной нервной системы традиционный путь (от буквы к слову) оказался закрыт. Работая с такими малышами, Гленн Доман и пришел к идее обучения чтению начиная со слов.
Первое издание книги вышло в 1964 году, 50 (!) лет назад. Гленн Доман назвал свою систему «мягкой революцией», кроме обучения чтению она включает и другие направления раннего развития. И уже несколько поколений родителей смогли оценить, как можно легко и весело подарить ребенку знания и умения, занимаясь не интуитивно, а используя отработанные методики.
Критики раннего развития говорят, что слишком большой объем информации и разнообразные занятия могут неблагоприятно сказаться на хрупкой детской психике, забывая о том, что еще пару веков назад в крестьянской семье ребенок начинал помогать по хозяйству, осваивал сложные навыки, фактически только начав ходить. То есть раннее обучение просто поменяло направленность в связи с изменением общего уровня жизни.
Если щелканье по клавишам и сенсорному экрану станут основным занятием для вашего малыша, время будет упущено. Последствия этого очевидны. Но пока чтение — игра и развлечение, можно сделать его неотъемлемой частью жизни и дать своему ребенку важнейшее в жизни конкурентное преимущество, открыть мир знаний и просто помочь быть более счастливым.
1. Человек читающий
1.1. Ребенок до 5 лет — уникальный ученик. Он может усваивать фантастическое количество информации, обладает огромным запасом энергии и непреодолимым желанием учиться. Он может научиться читать и освоить сразу несколько языков. Эти преимущества просто необходимо использовать.
Успех обучения зависит от отношения родителей и эффективности методики. Родителям надо иметь в виду следующее:
• Обучение (в том числе чтению) — в первую очередь веселая увлекательная игра как для ребенка, так и для родителя, и строить ее нужно так, чтобы всем было радостно и нескучно.
• Урок (каким бы коротким он ни был) надо проводить, когда у малыша хорошее настроение.
• Играть в обучение чтению нужно с детьми, когда они хорошо себя ведут (при капризах возможна пауза в несколько дней).
• Занятия надо проводить несколько раз в день (3–5), они должны длиться от нескольких секунд до нескольких минут и заканчиваться до того, как малышу станет скучно.
Требования к материалам для обучения (основаны на многолетнем опыте и учете возможностей ребенка):
• Белый плотный картон;
• Яркие толстые фломастеры;
• Разборчивый печатный шрифт (шрифт меняется от более крупных красных букв к более мелким черным).
1.2. Занятия нужно проводить, когда ребенок наиболее активен и восприимчив. В той части помещения, где расположен «класс», стоит убрать отвлекающие предметы, надо выключить музыку, телевизор.
Ребенку интересно осваивать новое, а не повторять старое. Главное — не наскучить! Проверка знаний нужна родителям, а не ребенку. Всякий контроль нужно минимизировать, хвалить за успехи, а при ошибках просто исправлять их, не акцентируя внимания. В течение дня можно проводить от трех до пяти занятий, чаще — ребенку станет скучно.
Занятие строится так:
• Поднять перед ребенком карточку со словом на расстояние вытянутой руки.
• Сказать: «Здесь сказано (написано) «МАМА»», держать 1 секунду.
• Взять следующую карточку, повторить то же самое со следующим словом.
• В конце обнять и поцеловать ребенка.
Проверку знаний можно начать только на седьмой день занятий (если раньше ребенок не проявил желания показать, чему научился).
• Взять карточку со словом, к которому малыш проявил интерес.
• Спросить: «Что это?» Подождать 10 секунд.
• Если ребенок ответил правильно — обнять, поцеловать и вместе порадоваться успехам.
• Если ответа нет, просто сказать: «Это слово ...», — и заниматься дальше.
• Ни в коем случае нельзя поощрять ребенка сладостями и игрушками. Знания — сами по себе огромный подарок!
1.3. Обучение чтению начинается со слов, а не с букв. Это принципиальный момент. Учеба должна двигаться от чего-то известного к новому, а затем — к абстрактным понятиям. Что такое буква, невозможно объяснить ни двухлетнему, ни пятилетнему ребенку. Проше понять, чем НОС не похож на ЛОБ, чем отличие А от Б. Слова являются основными единицами языка, а буквы — только технический конструкт.
1.4. Доман выделяет следующие уровни обучения чтению (каждый из которых доставляет ученику искреннюю радость):
• Ребенок понимает, что у слов есть значения.
• Дети открывают для себя, что слова могут использоваться вместе — и тогда возникает нечто совершенно новое.
• Когда ребенок осознает, что КНИГА разговаривает, причем именно с ним — рождается ЧИТАТЕЛЬ.
2. Первые слова
2.1. Гленн Доман описывает обучение чтению как 7 шагов. Первые три — чтение слов. Им соответствуют разные группы карточек.
Этапы обучения | Примеры слов | Размер | Цвет |
Первый шаг 15 слов Наиболее знакомые и приятные слова из окружающих ребенка реалий | ПАПА | Карточки: Высота – 15 см | Красный фломастер, печатные буквы |
Второй шаг 20 основных «Я-слов» | ГЛАЗ | Карточки: |
Первые 7 дней доступа — бесплатно.