Парадокс выбора . Как принимать решения, о которых мы не будем жалеть

англ. The Paradox of Choice: Why More Is Less · 2005
Краткое содержание книги
Читается за 20 минут, оригинал — 35 мин

Психолог Барри Шварц, автор книги «Парадокс выбора. Как принимать решения, о которых мы не будем жалеть», исследовал феномен постоянного выбора и определил 11 шагов, которые помогут нам принять правильное решение без лишних усилий. Он разделяет людей на типовые группы и поясняет, как определённый тип делает выбор и как этот выбор влияет на нашу жизнь.

Выбор – это стресс

Для американского общества характерен силлогизм: чем больше свободы, тем больше благополучия, чем больше возможность выбора, тем больше свободы, чем больше выбора, тем больше благополучия. Иными словами, не существует свободы без возможности выбирать. Рынок действует по таким же законам: путь к укреплению свободы – это расширение возможностей выбора.

Однако такая точка зрения упускает из виду две идеи:

1. люди могут ошибаться;

2. рынок не должен диктовать важнейшие решения в жизни человека.

Этому феномену посвящена другая книга автора: «Стоимость жизни: Как свобода рынка разрушает лучшее в нашей жизни». Позже, в 1999 году, Шина Айенгар и Марк Леппер опубликовали статью, в которой были представлены три исследования, подтверждавших одну идею: широкие возможности выбора не освобождают людей, а парализуют их.

Если вы хотите найти лучший вариант, то большое их количество становится проблемой, так как начинает казаться, что вам придётся попробовать всё. Если же вы ищете нечто «достаточно хорошее», то вы можете остановиться, когда найдёте подходящий вариант.

Однажды Барри Шварц пытался найти себе новые джинсы, но столкнулся с таким количеством вариантов, что не смог сделать выбор. Он назвал это «парадоксом выбора джинсов»: чтобы найти подходящую пару, ему пришлось приложить больше усилий, чем понадобилось бы, будь у него меньше возможности выбора.

В стандартном супермаркете мы можем найти 50 000 наименований товаров, причём каждый год поступает 20 000 новых, большую часть из которых ждёт провал за ненадобностью.

Выбор из множества вариантов требует огромных усилий, поэтому 75 % покупателей приобретают один и тот же проверенный товар, игнорируя остальной ассортимент. На выбор влияет и тот факт, что чем дороже и долговечнее товар, тем выше риск купить не тот.

Хотя шоппинг – очень популярное хобби, всё меньше и меньше людей получают от него удовольствие. Огромное количество возможных вариантов вызывает в покупателях чувство растерянности.

Выбираем мы не только продукты, но и своё образование. Этот выбор мы должны сделать в раннем возрасте и он определяет всю дальнейшую жизнь. Конечно, многообразие университетов, курсов и образовательных программ позволяет подстроиться под личность каждого студента, но оно в то же время изолирует студентов друг от друга. К тому же большое количество вариантов эмоционально подавляет молодых людей, так как каждый хоть раз задумывается о том, что делает неправильный выбор.

С проблемой выбора мы сталкиваемся и в более бытовых ситуациях – например, когда хотим посмотреть что-то за ужином и теряемся при виде широкого рядя новых сериалов.

Многообразие альтернатив требует больше сил и отпугивает потребителей. Снижается удовольствие от процесса, потому что появляются сомнения в привлекательности выбранного варианта в сравнении с другими.

Автор выделяет три фактора, усложняющих процесс принятия решения:

1. индустрия продаж делает всё, чтобы товар нельзя было игнорировать;

2. у нас есть тенденция смотреть на других и сравнивать себя с ними;

3. мы страдаем от «тирании незначительных решений» – набираем множество альтернатив, выбрать из которых не можем.

Продолжение — на Litres
Оформите подписку на Litres и получите доступ к этому пересказу и ещё миллиону книг.
Подписаться на Litres

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Реклама

Аудиокнига

Пара­докс выбора. Как при­ни­мать реше­ния, о кото­рых мы не будем жалеть
Аудиокнига. 8 ч 33 мин. Читает Константин Романенко.
Бесплатный отрывок:
Купить
649 ₽, ЛитРес
Константин Романенко
8 ч 33 мин

Электронная книга

Пара­докс выбора. Как при­ни­мать реше­ния, о кото­рых мы не будем жалеть
У АМЕРИКАНЦЕВ ЕСТЬ МАССА УБЕЖДЕНИЙ, НАСТОЛЬКО ПРОЧНО вплетенных в мировоззрение, что мы даже не осознаем, как они влияют на нашу жизнь. Их можно выразить в форме своеобразного силлогизма: Чем более свободны люди, тем больше у них благополучия. Чем больше у людей возможность выбора, тем больше у них свободы. Следовательно, чем больше выбора у людей – тем больше у них благополучия...