Об эффективных способах обучения.
Как рассказывает автор книги, Бенедикт Кэри, в детстве он был очень целеустремленным учеником. Он верил, что для того чтобы добиться результата, нужно прилагать усилия, корпеть над книжками, проявлять самодисциплину, овладевая знаниями. Целью его было поступление в колледж, и ради нее он упорно работал, считая, что труд — это главное, если хочешь хорошо учиться. И в то же время он чувствовал, что должна быть и другая стратегия, помимо упорного труда.
Несколько детей в классе хорошо запоминали математические формулы и исторические события, тогда как вроде бы не особенно старались. Кэри занимался с репетиторами, проходил тренинги для учащихся, и был уверен, что этого достаточно.
Когда пришло время поступать в колледж, Кэри, к его глубокому удивлению, провалил все тесты, которые он разослал в несколько престижных мест. Он был в ужасе, но поскольку сильно хотел поступить, отправил запрос в государственный университет соседнего штата Колорадо, куда его и приняли.
Учиться ему было не очень сложно, и Кэри наконец позволил себе расслабиться. Он много гулял, ухаживал за девушками, принимал участие в дружеских студенческих попойках и посиделках. Учеба стала просто частью жизни, а не главной ее целью. Неудачи больше его не пугали, как и любой студент, он был готов и к провалу, который можно исправить. Как и у всех, у него бывали приступы лени и рассеянности. Но, к его большому удивлению, учеба вдруг стала даваться ему намного легче, хотя он тратил на нее намного меньше сил, чем в школе.
И тогда Кэри задумался: так ли уж плоха лень? Возможно, наш организм устроен так, что просто запрограммирован на отдых, после которого легче усваивать новый материал? Может быть, рассеянность нужна для того, чтобы мозг отдыхал?
Весьма соблазнительно было бы считать мозг мышцей, которую нужно тренировать и нагружать, чтобы она становилась крепче и сильнее. Но, изучив современные исследования, Кэри пришел к выводу, что мозг — не совсем мышца, а нечто совсем другое. Он связан с циркадными ритмами, сном и бодрствованием, чувствителен к настроению и окружающей среде. В нем остается намного больше, чем нам кажется, и даже ночью он не спит, а работает, ищет связи и аналогии в событиях прошедшего дня.
Что важно для хорошей учебы? Один из очевидных советов — первым делом найти тихое место, где никто не будет мешать, где можно спокойно сосредоточиться. Но последние исследования в области обучения показали, что специальное пространство для обучения и другие учебные ритуалы замедляют восприятие учебного материала, а не наоборот.
Другой популярный подход к обучению — необходимость постоянно практиковаться, желательно в одно и то же время. Но исследования показывают, что мозг работает более эффективно, когда ему приходится решать задачи из разных областей, чем когда его вынуждают сосредоточиться на чем-то одном.
Многие возмущаются современным поколением, которое то и дело отвлекается на смартфон или чтение постов в социальных сетях, вместо того чтобы сосредоточиться на полезных и важных вещах. Но кто доказал, что такие отвлекающие занятия плохо сказываются на памяти учащихся, на их способности усваивать новое? Может быть, это совсем не так? Конечно, некоторым видам обучения мешают отвлекающие факторы, если во время лекции углубиться в постороннюю книгу или часами болтать в социальных сетях. Но умеренное отвлечение не только не вредит делу, но и помогает ему. Более того, во время таких отвлекающих моментов может внезапно посетить озарение, если мы сосредоточены на сложной математической задаче или застряли в творческом тупике.
Кэри не утверждает, что есть правильный и неправильный способы учиться. Он говорит, что есть разные стратегии для сбора и обработки информации, и каждый должен выбрать собственную, в соответствии со своей индивидуальностью.
И его книга о том, как сделать обучение частью жизни, когда оно протекает легко и естественно, без надрыва и перенапряжения сил. И потому не всегда надо яростно бороться с нашими слабостями, которые, как считалось до недавних пор, вредят любому обучению, — с ленью и рассеянностью. Нужно научиться извлекать пользу и из них.
Идея 1. За нашу память и наше обучение отвечают гиппокамп и неокортекс, особые участки мозга
Мозг хранит информацию не так, как мы сохраняем ее в компьютере в отдельных папках. Если мы откроем такую папку, то содержание ее всегда будет одинаковым. Но информация в мозгу тесно связана с восприятием, окружающей обстановкой, и будет восприниматься по-разному в разных ситуациях. Он работает в режиме многозадачности, отмечая звуки, запахи, ощущения, тогда как человек при этом решает задачи, готовит обед, отвечает на электронную почту.
Человеческий мозг содержит 100 млрд. нейронов, составляющих его серое вещество. Он может вместить в себя 3 миллиона сериалов, и он никогда не отдыхает, даже когда мы спим. Он, как кинооператор, записывает факты, события, впечатления. Все это хранится в архивах памяти, пока не понадобится нам.
За память отвечает участок мозга под названием гиппокамп. В середине прошлого века нейрохирурги изредка проводили операцию на гиппокампе, чтобы избавить больных эпилепсией от тяжелых припадков. Это было время, когда операциями на мозге пытались лечить депрессию и шизофрению, что иногда приводило к очень тяжелым последствиям. Так, например, известен случай больного по фамилии Молейсон, который после операции на гиппокампе утратил способность формировать новые воспоминания. Он еще помнил что-то из детства, из того, что случилось до операции, своих родителей, школьные походы. У него была прекрасная кратковременная память, он мог запоминать номера телефонов и ряды цифр. Но если его психиатр, с которым они работали много лет, выходил из комнаты и через пять минут возвращался, Молейсон не мог вспомнить, кто это такой. Его мозг регистрировал новую информацию, но не мог ее удержать из-за поврежденного гиппокампа. Но он постепенно научился запоминать цифры и образовывать определенные числовые ряды. Эти новые сознательные воспоминания были сформированы за пределами гиппокампа, в неокортексе. Только этот участок мозга способен создать новую память, помочь усвоить новые навыки, если доступ к старым по какой-то причине невозможен.