Наталья Петровна Бехтерева – советский и российский нейрофизиолог. Данную книгу, являющуюся сборником научных статей и размышлений, она посвящает своей внучке Наталье, которой рассказывала истории о своей ранней жизни. Родители Натальи Петровны попали под репрессии, и она с братом воспитывалась в детском доме. Пережила блокадный Ленинград.
Уже во взрослом возрасте Наталья Петровна занималась подробным изучением принципов работы мозга, его функций и механизмов. Она сделала вывод, что работа мозга тесно связана с личной и общественной жизнью человека.
Per aspera… (сквозь тернии)
В 30–40-е годы XX века в России происходят репрессии биологов. Многие влиятельные ученые поплатились жизнью за свои исследования. Одним из них являлся академик Николай Иванович Вавилов.
Н. П. Бехтерева росла среди детей репрессированных. О своих родителях дети не говорили. До конца 50-х годов Бехтерева ждала возвращения своего отца, пока не узнала, что он был расстрелян.
На саму Бехтереву написали анонимный донос в 1967 году, но комиссия доказать виновность Натальи Петровны не сумела.
В 50–60-е годы советская наука начала подниматься с колен. Советские ученые начали делать вклад в мировую науку.
После 1967 года Бехтерева внесла свой вклад в нейрофизиологию. Она работала с объяснимыми, логичными процессами мозга и старалась ограждать себя от случаев необъяснимых, т. е. вещих снов, парапсихологии, гипноза и т. п.
Так как же, несмотря на все…
Начиная свою мысль с сомнений в том, что чувство ужаса физиологически не передается из поколений в поколения, Бехтерева на примерах своего детства рассказывает о влиянии семьи, общества, окружающего мира на подрастающего человека и на его мировоззрение.
Наталья Петровна вспоминает, как благодаря наставлениям матери выбрала путь учебы в институте; как директор детского дома Аркадий Исаевич воспитывал в ней и прочих своих послушниках чувство гордости и помогал им находить радость после потери родителей; как выступавший в период блокады Театр музыкальной комедии показал ей истинный героизм.
Таким образом, на жизненном опыте доказано, что на основе памяти человека у него формируются различные таланты и способность преодолевать трудности.
УПС
В своей медицинской практике Бехтерева столкнулась с пациенткой, страдающей от болезни Паркинсона. Болезнь удалось на какое-то время вылечить: пациентка избавилась от большинства симптомов и буквально помолодела. К сожалению, болезнь вернулась через 10 лет. Почему же это случилось?
Устойчивое патологическое состояние (УПС) – механизм возврата болезней. Суть данного механизма заключается в том, что мозг запоминает состояние болезни и воспроизводит его даже при отсутствии очага заболевания. Мозг считает борьбу с болезнью нормальным явлением, поэтому борется с отклонениями в организме человека.
В лечении УПС рекомендуется использовать лечебную электрическую стимуляцию (ЛЭС) и активацию защитных воздействий самого мозга с помощью тока.
Атмосфера научного поиска и практика медицины
Российская наука долго шла к тому, чтобы использовать технологии ЛЭС. По сравнению с иными методами ЛЭС являлся наиболее щадящим способом лечения, но ему требовалось чуть больше времени. Тем не менее использование ЛЭС приводило к удивительным результатам, которых добивались, ничего не разрушая в структуре мозга.
С помощью ЛЭС удалось излечить травму головного мозга, которая мешала больному говорить, и частично вернуть пациенту с повреждением позвоночника способность двигать ногами. На животных ЛЭС действовал еще лучше: кошки с травмой спинного мозга полностью возвращали себе все двигательные функции. Помимо этого, ЛЭС помогло вернуть зрение пациенту с диагнозом атрофии зрительных нервов, что делает данный метод лечения потенциальной прекрасной заменой протезированию в будущем.
Мышление и эмоции
Снова беря в пример пациентку с болезнью Паркинсона, можно заметить влияние эмоций на мышление. Помимо того, что излечение болезненного состояния благотворно повлияло на эмоции пациентки, сделав ее внешне моложе, оно также оказало влияние на ее мышление: пациентка влюбилась в своего доктора. Впоследствии потребовались недели психотерапии, чтобы избавиться от удивительного побочного эффекта.
После этого случая можно было сделать вывод, что мозг скрывает в себе еще множество секретов, которые можно разгадать при помощи соответствующих стимуляций.
Так что же происходит в мозге человека, когда он совершает какую-либо деятельность, придумывает нечто новое, создает предмет искусства или учится чему-то новому? Нервные клетки в мозге человека очень активны. Они работают в разных зонах, в зависимости от нескольких факторов: какую конкретно задачу решает человек, одна ли задача или их несколько, является ли задача монотонной или нет. Здоровый человек чаще всего выполняет в один момент времени только одну задачу. Несколько иначе мозг устроен у гениев: их мышление не зависит от внешних факторов.
На сегодняшний день не существует единого представления о возможностях мозга, но исследования в области нейрофизиологии медленно, но верно приближаются к его созданию. При появлении такой системы можно будет уже подробно рассматривать частные случаи.
Главной задачей, над которой работают ученые-нейрофизиологи, является понимание мозгового кода. Предстоит ответить на вопрос: существует ли вообще подобный код? В чем его сущность? Если существует, то что из себя представляет «думание» и в чем роль мозга в мыслительной деятельности человека? На эти вопросы будет отвечать уже молодое поколение ученых.
На данный момент изучить влияние эмоций на мышление могут помочь простые психологические тесты, предложенные С. В. Медведевым. Испытуемый выполняет какую-либо задачу, целиком и полностью уверенный в правильности ее решения. Оказывается, что испытуемый решил эту задачу неверно. Негативная эмоция от получения плохой оценки заставляет задействовать разные зоны человеческого мозга.
У эмоционально стабильного человека при участии в негативной ситуации задействуется минимальное количество зон мозга, и он возвращается в нормальное состояние. Мозг сам защищает себя.